В редакцию обратилась читательница с вопросом о ревизии лифтов в девятиэтажке. По её словам, лифтовая компания требует собрать на ревизию с каждого подъезда по 14 тысяч рублей. Но если жильцы не смогут собрать деньги, лифты работать не будут.
Опасный объект
«Если деньги не соберут, то лифт остановят до тех пор, пока жильцы не найдут эту сумму. Законны ли эти поборы? Имеют ли право представители лифтовой компании оставлять жильцов без лифта?», недоумевает астраханка.
Ситуацию разъясняет адвокат филиала "Адвокатская контора Советского района
г. Астрахани АОКА" Станислав Бареев. По словам эксперта, в вопросе читателя мало исходной информации для ответа на вопрос о законности требований об оплате работ по проведению ревизии лифтов. Однако астраханцы имеют право обратиться в Службу жилищного надзора и в прокуратуру для проверки обоснованности требований о дополнительной оплате услуг.
«Я могу лишь предположить, что у лифтов истек (либо истекает) нормативный срок эксплуатации, в связи с чем они подлежат переосвидетельствованию на предмет возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации. Остается открытым вопрос, включены ли работы по переосвидетельствованию в договор с лифтовой компанией и покрываются ли они ежемесячными платежами», отмечает адвокат. До переосвидетельствования пользоваться лифтами запрещено, так как указанное оборудование относится к опасным объектам и состоит на учете в Ростехнадзоре.
Общее имущество
Лифты являются общим имуществом владельцев помещений в доме согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ. По общим правилам именно собственник несет расходы на содержание находящегося в его распоряжении имущества. Это утверждение закреплено в статье 210 ГК РФ. Часть 1 статьи 158 ЖК РФ обязывает каждого владельца вносить плату на содержание общего имущества в многоквартирном доме в размере, определяемом его долей в праве общей собственности. Деньги, которые вносятся за содержание и ремонт лифтов, не являются оплатой их использования. Они считаются частью платы собственников за то, чтобы уполномоченные организации должным образом содержали и ремонтировали общедомовое имущество.
Плата за лифт в многоквартирном доме распределяется на всех собственников. Этаж, на котором находятся принадлежащие им помещения, никакого значения здесь не имеет. Оплата правомерно начисляется тем, кто живет на 1, 2 и остальных этажах. Данное правило начисления платы за лифт прошло проверку в разных инстанциях, в том числе в Верховном Суде РФ.
Неправильно считать, что находящийся, к примеру, во втором подъезде многоэтажки лифт является собственностью жильцов только этого подъезда. Все лифтовое оборудование дома входит в общее имущество в качестве единого и не подлежащего делению комплекса. Жилищное законодательство не предусматривает возможности разделения такой собственности по какому-либо признаку. В связи с этим при поломке лифта, расположенного в одном из подъездов, расходы на проведение ремонтных и прочих работ несут жильцы всех квартир. Начисление ежемесячного тарифа на содержание лифта производится в зависимости от общей площади находящейся в собственности квартиры. Таким образом, жильцы оплачивают услугу соразмерно количеству занимаемых ими квадратных метров. Ответ на вопрос о том, кто должен платить за лифт, мы уже проговорили – это делают все собственники жилья без исключения, даже если они не пользуются подъемниками.
Внеплановый ремонт – сутки
Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования установлены Приложением № 2 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Срок устранения неисправностей лифта составляет одни сутки с момента сообщения о поломке. Однако этот срок не распространяется на случаи, когда истек нормативный срок эксплуатации лифта. В этом случае лифт не будет работать до момента переосвидетельствования и его приемки органами Ростехнадзора.
Для уменьшения размера оплаты за соответствующую услугу, оказанную с нарушением нормативных сроков устранения недостатков, необходимо составлять акты о предоставлении услуги ненадлежащего качества и требовать перерасчета платы. Как это сделать правильно, мы расскажем в следующей статье.