Каждый день в социальных сетях все больше и больше возникает жалоб на кучи веток, которые лежат возле контейнерных площадок, так как астраханцы не понимают кто должен заниматься вывозом подобного мусора. Поэтому компания "ЭкоЦентр" решила пояснить все спорные моменты в области обращения с отходами.
Кто должен вывозить ветки с улиц населённых пунктов? И за какой мусор отвечает региональный оператор по обращению с ТКО?
Для начала нужно понимать, что в соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998, твёрдые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В октябре 2019 года министерство природных ресурсов и экологии РФ направило в регионы России разъяснения по наиболее актуальным и острым вопросам в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
«К ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений», а «образующиеся в процессе содержания зелёных насаждений (ветки, листва, древесные остатки) не соответствуют определению ТКО, установленному Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений».
Необходимо также отметить, что для установления нормативов накопления отходов учитываются отходы, образующиеся только при уборке придомовой территории – например, уличный смёт.
На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключённым собственником земельного участка, УК, ТСЖ с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональный оператор в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Федерального закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как крупногабаритные отходы и вывозятся региональным оператором в рамках единого тарифа (правила обращения с ТКО, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 1156). Однако отходы, образованные при проведении капитального ремонта жилых помещений, не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора (статья 1 Градостроительного кодекса РФ).
В чьих полномочиях находится содержание и обустройство контейнерных площадок?
Вторым не менее важным для жителей Астраханской области остаётся вопрос ответственности за обустройство и содержание контейнерной площадки.
В разъяснениях Минприроды РФ отмечено, что «в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО». Органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов с учётом позиции соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998, Постановление Правительства РФ № 1039 от 31.08.2019).
Минприроды РФ подчёркивает, что «организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки».
Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями. Региональный оператор может приобретать контейнеры «только в пределах 1 % необходимой валовой выручки на очередной период регулирования, при учёте органом регулирования соответствующих расходов».
В 2019 году при установлении единого предельного тарифа на услуги регионального оператора в области обращения с ТКО в Астраханской области учёт расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, в составе предельного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, не предусмотрен. При этом, на сегодняшний день в соответствии с Территориальной схемой Региональный оператор обслуживает 4 958 контейнерных площадок, на которых выставлена тара в количестве 10 349 единиц, из которых 4 453 - собственные контейнеры регионального оператора. Только с начала 2019 года на территории Астрахани обновлено более 600 контейнеров различной вместимости.
Учитывая изложенное, обустройство контейнерных площадок к полномочиям регионального оператора не относится, как и приобретение контейнеров в 2019 году.
Кто должен убирать территорию контейнерной площадки, если ТКО кладут рядом с баками?
Региональный оператор несёт ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (пункт 13 Постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 и пункт 148(12) Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011).
К вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО. Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и другие) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на контейнерной площадке или рядом с ней (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров и т.д (статья 8 Федерального закона № 89-ФЗ, пункт 1 статья 14 Федерального закона № 131-ФЗ). Если контейнерная площадка находится на территории общего имущества многоквартирного дома или на частной территории, бремя её содержания возложено на собственников земельного участка или организацию обслуживающую МКД и входит в состав расходов на содержание общего имущества (подпункт «д (2)» пункта 11 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006).
Таким образом, содержание контейнерной площадки относится к полномочиям её собственника (управляющей организации или муниципалитета). На Региональный оператор возложена обязанность в обеспечении только подбора просыпавшихся ТКО в момент погрузки в мусоровоз.
В чьи обязанности входит устранение несанкционированных свалок?
В своём письме федеральное ведомство поясняет, что ликвидировать несанкционированную свалку обязан собственник земельного участка, на котором она находится, а «обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления». Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду (пункт 18 Постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016, часть 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ, пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003).
Если у жителей города по-прежнему возникают вопросы относительно деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО, их можно задать, позвонив по телефону колл-центра: 8-800-707-05-08.