Именно поэтому после рассылки квитанций в абонентском пункте опять собираются очереди. Вопросы есть как по квартирному электричеству, так и по услуге "Общедомовые нужды". Недовольство высказывают товарищества жильцов, которым из-за больших долгов по ОДН не остаётся ничего, кроме как признать себя банкротом.
В абонентском пункте пенсионер Николай Прохоренко в последнее время частый гость. Пытается выяснить, откуда взялась задолженность по электроэнергии. Ситуацией недоволен, но считает, что ему ещё повезло: другие астраханцы получают квитанции с суммами с 3-мя, а то и с 4-мя нулями.
«Самый популярный здесь талон − сверка платежей. Астраханцам приходят многотысячные долги. Хочешь доказать обратное − бери с собой пакет с квитанциями за последние несколько лет», −
Галина Семёнова на сверку так и приходит: с целой пачкой документов. Хочет оспорить долги за электричество. Которые, к слову, перешагнули 30-тысячный порог.
«Вы знаете, получается так, что у вас счетчика нет. Я говорю: "Как счетчика нет? Если ваши контролёры приходят постоянно и проверяют, На что тогда есть документы?". “Ну, мы не знаем пишите письменное заявление”, − сетует астраханка Галина Семёнова.
В операторах, ведущих подсчёты, абоненты тоже запутались. Сначала "Расчётный центр", последние претензии были к "Триумфу", а с 18 июля электричеством занимается новая организация – МРЦ, "Межрегиональный расчетный центр".
При этом, как нам пояснили, база данных всегда единая, а природа возникновения долгов − разная. Согласно статистике, только 57 % астраханцев платят за электричество вовремя. Просрочка или занижение показаний − уже долг. Однако даже в самом "Расчётном центре" не отрицают, что задолженности нередко аннулируют. У абонентов на это уходят и время, и нервы, но другого механизма пока никто не придумал.
«При предоставлении этой информации корректируется величина задолженности, сложные периоды по обмену информацией существовали в период до 2014 года, и имеют массовый момент, в связи с чем нам приходится часто выверку производить и определять, какая задолженность в какой момент возникла», − пояснил генеральный директор "Межрегионального расчётного центра" Евгений Салтовский.
В абонентском пункте могут потребовать даже очень старые квитанции. Правило "за последние 3 года" работает только в суде. И, если с электроэнергией в квартире каждый разбирается сам, то вот кто должен разбираться с долгами за общедомовые нужды − вопрос куда более сложный.
«ОДН за подъезд. Написали 5 тысяч долга», − рассказывает жительница Астрахани Валентина Галык.
С этой проблемой следует идти уже не в расчетный центр. С 2017 года ответственность за услугу графы "ОДН" несут ТСЖ и управляющие компании. Они и выставляют счета жильцам. Закон защищает абонентов: действует норматив по оплате общедомовых нужд, за пределы которого выходить нельзя, разве что − незаконно. Но есть другой момент: как быть самим ТСЖ и УК, если счёт от “ресурсников” пришёл космически большой?
− Встанет солнце в 4 утра, он его выключает, у нас просто так ничего не горит. Нет возможности чтобы такая сумма нагорела здесь у нас!
Энергосберегающие лампы эту многоэтажку не спасли. По приборам председатель ТСЖ Наталья Ишмухамедова насчитывает в районе 5 тысяч с дома за ОДН ежемесячно, а счета приходят совсем другие. Таких средств у ТСЖ нет, поэтому копится долг.
«Сколько сейчас задолженность? Они выставляют нам по 4 месяца, понимаете, приличная сумма: более 500 тысяч, это точно», − жалуется председатель правления ТСЖ "Дельта" Наталья Ишмухамедова.
Один суд по-другому ТСЖ − "Астре" − Ишмухамедова выиграла. Отстояла реальный долг 24 тысячи вместо требуемых 170-ти. Что будет с "Дельтой" − пока неясно. Юрист Ирина Амбурцева, которая представляет интересы ТСЖ, в благополучном исходе дела не уверена: обширная практика позволяет делать свои выводы.
«Я, например, вот как представитель, часто на этих процессах бывающий, у меня сложилось лично такое мнение, что действительно, со стороны энергосбытовой компании принимается любой, даже такой документ, который в основу положить российское законодательство не позволяет», − поделилась юрист некоммерческой организации "ЖКХ-контроль" Ирина Амбурцева.
Свою позицию, в свою очередь, нам изложила и энергосбытовая компания. Отношения с ТСЖ и УК они ведут в 2-х форматах. Вариант первый: подсчёт по головному прибору учёта, после чего весь объём потребления выставляется ТСЖ. Вариант второй − лицевые счета внутри дома и ОДН по нормативу.
«Суммируем, вычитаем из головного прибора учёта, и вот эту дельту определяем управляющей компании, а дальше − управляющая компания с этой дельтой сама разбирается. Как она формирует? За счёт физики процесса в виде нагрева проводов, за счёт хищений внутридомовых: это уже не к нам вопрос», − объясняет генеральный директор "Астраханской энергосбытовой компании Олег Стаценко.
То, что система ЖКХ, мягко сказать, несовершенна, не отрицают ни “ресурсники”, ни потребители. Необходимы изменения в законодательстве, и многочисленные, а сейчас, когда у каждого своя правда, выход только один − выяснять отношения в суде.
Фото: pixabay.com