Нынешний июль выдался жарким, и многим дачникам просто невыносимо стало работать (да что там работать, просто находиться!) на дачных участках. В чём дело? Почему уже начиная с конца мая и до сентября мы не можем находиться на солнце?
В первую очередь это связано с повышением уровня жизни. Давайте вспомним, что совсем недавно сплит-система и машина с кондиционером были для большинства людей роскошью, а сейчас это норма и есть почти в любой семье. И когда организм всё время находится в комфортной среде, совершенно естественно, если ему не хочется выходить из зоны комфорта. Тело человека протестует – он потеет, а то и падает в обморок от теплового удара. Так вышло, что первые 16 лет я прожила в Узбекистане, хотите – верьте, хотите – нет, но ни разу не слышала, чтобы у кого-то был тепловой удар, хотя жара в 45 градусов там не редкость. Бывало, волосы начисто выгорали на солнце, а нам хоть бы что, возвращаемся из школы, мороженое купим, вот и вся защита от перегрева.
Справедливости ради хочу сказать, что в поле никто там в жару не работает. На каждом колхозном поле стоит большой, обязательно с высоким потолком – для циркуляции воздуха (вентилятор на потолке) – дом-шипан, с 11 до 16 все в нём спят на полу, на одеялах. Бывало, зайдёшь в него, а там, как селёдки бочке, люди плотно лежат, ногу негде поставить, народу много, но тишина, спят все.
Конечно, нам бы тоже можно было брать с узбеков пример, начинать работу в 5 утра, потом перерыв с 11 до 16, и потом работать до 21 часа. Но не получится, потому что у нас в Астрахани климат другой, это покажется невероятным, но здесь гораздо жарче. Если в Узбекистане утром и вечером всегда (!) холодно (иногда так, что зуб на зуб не попадает), то у нас и ночью, без солнца, слишком тепло. Поэтому работать на открытом воздухе, даже в саду под деревьями, у нас трудно, даже утром и вечером.
Тяжело приходится и нашим растениям. Те культурные растения, которые мы выращиваем, растут против своей воли, только благодаря нашим чудовищным усилиям. В природе у нас хорошо растёт только камыш. У культурных растений не такая сильная разветвлённая корневая система, поэтому их приходится всё время спасать.