История развития пожарной техники в 16-18 веках В XVI веке в России и в частности в Астраханском регионе для борьбы с огнем не было специализированной техники. Основными способами ликвидации пожаров были непосредственное заливание огня водой и ломка деревянных строений на пути распространения огня. Для этих целей использовались обычные предметы быта: ведра, топоры, ломы, багры, лопаты, крючья. Для предотвращения распространения огня стены и крыши соседствующих с очагом пожара домов покрывались мешковиной, брезентом, лубом, которые постоянно поливались водой. Так же применялись сыпучие негорючие материалы для тушения пожара например песок, глина и так далее в основном в тех районах где не имелось воды и иных способов тушения пожаров .Но уже в эти давние времена ощущалась одна из основных проблем пожаротушения – отсутствие единой тактики тушения пожара и людей , специально обученных для этого ,людей которые знают свое дело
…Отсчет образования профессиональной пожарной охраны России следует вести с «Наказа о градском благочинии», изданного в 1649 году. Данный нормативный акт послужил толчком для проделывания большой работы в направлении противопожарной безопасности, но как обычно в России не до всей периферии дошли указания и определенные меры по пожарной безопасности в Астрахани были проделаны позже, а именно они были предприняты губернатором Бекетовым. Данный дальновидный деятель сразу понял сущность проблемы Астраханского региона на фоне жаркого климата и предпринял ряд мер по ликвидации пожаров и стихийных бедствий. В 1767 году после большого пожара в Белом городе губернатор ходатайствовал перед сенатом о запрещении строительства в Астрахани деревянных построек, так как ветхая часть сектора усложняла тушения пожара и ликвидация очага возгорания, после чего в Астрахани был замечена убыль роста пожаров.
19век
19 Век дал в противопожарном отношении региону много ,так как 19 век послужил площадкой для прогресса который положил свой отпечаток и на развитии пожарной техники . В начале века в Астраханском крае особых событий в противопожарном направлении не отмечалось а Во второй половине 19 века положение пожарной охраны города несколько улучшилось. С началом бурного роста примышленных предприятий и урбанизации города увеличилось и количество возгораний. Вот некоторые из них: 1866 год – целый квартал от Казанской церкви до пристаней представлял собой море огня, всего сгорело 35 дворов; 1899 год – пожар на лесных пристанях, убытки составили сотни тысяч рублей; 1892 год – загорелся нефтяной караван на реке Болда, сгорело 26 баржей с нефтью и керосином, пароходы: «Андрей», «Александр», «Опыт». В 1853 году после великого пожара было принято решение удалить за город дровяные пристани. Данная мера тоже служила положительной нотой для пожарной обстановки в регионе.1875 году была создана добровольная (так называемая волонтерная) команда из населения. Это было первое структурное сообщество предназначенное для профессионального тушения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций. За данным событием следует и оснащение пожарной охраны техникой . К примеру К 1885 году на вооружении пожарной охраны города Астрахани были уже две паровые машины, так же появлялись первые насосы. Структурирование пожарной охраны расширялось в разных направлениях например В 1898 году в Астрахани была создана речная пожарная полиция, в ее состав входили пожарные пароходы «Туча», «Красный Яр», а также ледокольное судно «Астрахань», заказанное специально для этих целей в Финляндии.
Начало 20 века Начало 20 века ознаменовалось для Астрахани ростом промышленных предприятий, увеличением числа населения и, соответственно, ростом числа пожаров. К началу первой мировой войны размер убытков от пожаров в России возрастает до 500 миллионов рублей золотом. Астрахань не стала исключением. Необходимы были изменения в деле управления пожарной охраной. В 1903 г. В мастерских изготовлено 14 механических лестниц, 33 трубы, 25 насосов, 8 летних и 5 зимних труболитейных хода, 10 фургонов. Обозы производились и для других городов ( Одесса, Шлиссельбург, Кронштадт, Царское село, Астрахань ). 17 апреля 1918 года Советом народных комиссаров был принят Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Положения декрета явились основой для создания Государственного пожарного надзора, в нем заложены основы производства и совершенствования пожарной техники, подготовки специалистов пожарного дела, издания пожарно-технической литературы и другие вопросы. Для высшего централизованного руководства работой по борьбе с огнем в РСФСР был учрежден «Пожарный Совет», которым руководил главный комиссар по делам страхования и борьбы с огнем М.Т. Елизаров. В Астрахани в 1926 году насчитывалось 7 пожарных команд, кроме того, была организована Водная пожарная охрана Автомобиль брандмайора. Начало 30-х. Астрахань. В 1927 году г. Астрахань, согласно Постановлению Совета труда и обороны, стал называться пунктом ПВО, так как принадлежал противовоздушной обороне. На вооружение всех команд стали поступать новые технические средства схожие во многом с настоящими . Развивалась пожарная техника благодаря механизации тушения пожаров, применения средств пожаротушения, снижения трудовой силы, создание трудовой безопасности, обеспечения быстро реагирующих автоматизированных площадок, гарантирующих обнаружение, а так же устранение огня, на начальных стадиях распространения. После революции в России осталось около десятка пожарных автомобилей. В Астрахани не одной. В начале 20-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. Старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки. Имелись также автобочки, доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания первой помощи использовали, так называемую, «газовку» или «газшприц». На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см?). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2—3 кг/см?, что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали запустить в работу другую технику Однако, после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог использовать мощность двигателя для участия в тушении пожара В настоящее время существует автомобиль первой помощи АПП-1,8-10 (Валдай-33104)-87ВР, у которого подача воды осуществляется вытеснением из ёмкости сжатым воздухом Поступали новые машины -автонасос АМО-Ф-15. Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720—940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, боевой расчёт составлял 8 человек. Так же в Астрахани до отечественной войны имелись другие автомашины- насосы На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрический генератор мощностью 5 кВт с напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп на 12 В. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Предусматривалась возможность подключения трансформатора к ближайшей подстанции. В дальнейшем прожекторный автомобиль сделали из автобусаЗИС-8. Салон разделили на три отсека. В заднем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов мощностью 500 Вт. В среднем разместили 12 прожекторов мощностью по 250 Вт и два по 1000 Вт. Восемь катушек с проводом длиной по 50 метров размещались в ящиках, подвешенных к подножкам машины. В переднем отсеке размещался пульт управления освещением и боевая одежда пожарных. Таким образом нелегкая стезя работы пожарников подверглась полной механизации что повысило не только потребление рабочей силы но и уровень эффективности применения пожарных команд. После Отечественной войны В ноябре 1941 года г. Астрахань включен в разряд городов-пунктов МПВО. 22 сентября 1941 г. Постановлением ГКО СССР № 830 в г. Астрахань был создан городской комитет обороны, формируются медико-санитарные, химико-дегазационные и аварийно-восстановительные команды. 27 декабря 1943 года указом президиума Верховного совета СССР образована Астраханская область, создана Астраханская областная система МПВО, а в июле 1961 года МПВО переименовано в гражданскую оборону. В этот период и произошел крупный толчок механизации пожарных команд Штабной автомобиль на шасси ГАЗ-63 Конец 50-х. После войны, в процессе создания новых образцов пожарной техники в металле была воплощена и первые специализированные штабные пожарные машины - на шасси ГАЗ-51 и повышенной проходимости ГАЗ-63. Машины весьма не плохие для своего времени: радиостанция, связывающая автомобиль с центральным пунктом связи, звукоусилительная установка, 2 км военно-полевого телефонного кабеля, телефонный коммутатор МБ-10-Т, переносная электростанция и 2 прожектора. Штабной автобус на шасси ПАЗ-672. Бакинский гарнизон. 70-е годы. В последующем легковые автомобили, на базе которых создавалась штабная техника служили только для доставки штаба и легкого снаряжения. Громкоговорящие установки и радиостанции стали меньше размерами, свободно размещаясь в тесных кабинах. Но только с переходом штабных автомобилей на автобусное шасси ПАЗ-672 работать стало по - настоящему удобно. Но до конца ХХ века на пожар будут выезжать кургузые, загроможденные оборудованием "буханки" УАЗов. Сначала модели 452, затем и 3741, получившие в пожарной охране наибольшее распространение. С появлением автомобилей "Нива" моделей 2129 и 2131 они также переоборудуются для нужд штабов пожаротушения. Но век их недолог, их тесные кабины просто не выдерживают троих-четверых плотных мужиков в боевой одежде, трех-четырех КИПов или АСВ. Уже появились разновидности огнетушителей которые полностью соответствовали стандартам того времени и были на высоком уровне. А так же начали применяться другие средства защиты от пожаров такие как различные термо костюмы и другие средства накидного типа для защиты кожных покровов и противодействии вреда организму. Нашли свое место первые дыхательные аппараты которые так же защищали дыхательные пути человека от попадания вредных веществ. В 1968 году создана и построена Школа младшего начсостава (ныне Учебный центр ФПС), в 1976 году создан отряд технической службы в количестве 4 пожарных частей. В 1989 году сформирован штаб гражданской обороны области, переименованный впоследствии в штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) Астраханской области. В 1997 году создано главное управление по делам ГОЧС Астраханской области, в подчинение которому с 2002 г. передано Управление государственной противопожарной службы области. В соответствии с приказом МЧС России № 487 от 26.10.2004 года Главное управление ГОЧС области реорганизовано в Главное управление МЧС России по Астраханской области. В него входят Отряды федеральной противопожарной службы районов, государственная инспекция по маломерным судам, спасательная служба на воде. Что касается пожарной техники и обмундирования Астраханских пожарных на данный момент то это широкий парк автомобилей, такие как опытная партия пожарных автоцистер, объемом 6 м3 на новом базовом шасси «Урал 5557 а так же Автоцистерна пожарная АЦ 9.0-40 (43118) на шасси автомобиля КАМАЗ предназначена для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения, запаса огнетушащих веществ и проведения боевых действий по тушению пожара водой и воздушно-механической пеной. Обладает повышенной проходимостью по бездорожью. Конструктивные особенности автоцистерны. Кузов выполнен по модульной схеме и состоит из 3-х отдельных частей: переднего отсека, цистерны для воды, заднего отсека. Задний отсек совмещен с насосным отсеком. ПТВ размещено на крыше кузова, в переднем и заднем отсеках. Автоцистерна пожарная АЦ 8.0-40 (65111) на шасси КАМАЗ предназначена для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения, запаса огнетушащих веществ и проведения боевых действий по тушению пожара водой и воздушно-механической пеной. Обладает повышенной проходимостью по бездорожью. Конструктивные особенности автоцистерны. Кузов выполнен по модульной схеме и состоит из 3-х отдельных частей: переднего отсека, цистерны для воды, заднего отсека. Задний отсек совмещен с насосным отсеком. ПТВ размещено на крыше кузова, в переднем и заднем отсеках. Кабина - двухрядная салонного типа, имеет герметичное разъемное соединение в средней части кабины. Доступ к силовому агрегату обеспечивается при штатном подъеме передней части кабины. Что касается огнетушителей то они тоже на данный момент разного типа и марки. Так же распространен ряд дыхательных аппаратов.
Фотоматериалы к новости: