История развития гражданской обороны России и Астраханской области

04 апреля 2017 года, 15:00
0
791
История развития гражданской обороны России и Астраханской области

В настоящее время вопросам гражданской обороны в Российской Федерации уделяется большое внимание. Гражданская оборона прошла большой и трудный путь становления и развития и сегодня является важной составляющей общегосударственных оборонных мероприятий.

Начальным этапом Гражданской обороны в нашей стране можно считать март 1918 года, когда после появления первых признаков военной опасности со стороны Германии, потребовалось проведение комплекса мероприятий по организации защиты гражданского населения. Тогда Комитетом революционной обороны в г. Петрограде было впервые издано воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей», которым были установлены правила поведения населения в условиях воздушного нападения, данный документ явился первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.

 В 1918-1919 г.г. по указанию Правительства РСФСР в г. Астрахани создается противовоздушная оборона на период военного времени.

В 1927 году Астрахань, в соответствии с постановлением Совета труда и обороны РСФСР, стала называться пунктом противовоздушной обороны, так как подлежала противовоздушной обороне.

 Но официальной датой создания гражданской обороны считается 4 октября 1932 г., когда Советом Народных Комиссаров СССР было утверждено Положение о противовоздушной обороне на территории СССР и положено начало общесоюзной местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), преемницей которой впоследствии стала Гражданская оборона СССР. Основным предназначением МПВО была защита населения от воздушного нападения противника.

 В 1938 году в Астрахани на основании решения 1-ой Астраханской окружной партийной конференции был создан Дом обороны, как центр оборонно-массовой работы.

К началу Великой Отечественной войны специалистами МПВО была проделана большая работа по подготовке населения и городов к противовоздушной обороне и противохимической защите. Почти все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.

В годы Великой Отечественной войны силы МПВО успешно справились со своей задачей. Во взаимодействии с частями Вооруженных Сил силами МПВО внесен существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. Силами МПВО было ликвидировано более 30 тыс. последствий налетов фашистской авиации, предотвращено свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезврежено свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров.

 В ноябре 1941 Астрахань была включена в разряд городов – пунктов местной противовоздушной обороны (МПВО) и введены штатные должности начальников штабов МПВО.

Постановлением Государственного комитета обороны СССР № 830 от               22 сентября 1941 года в Астрахани создан городской комитет обороны,  которым проводилось формирование медико-санитарных, химико-дегазационных и аварийно восстановительных команд для усиления местной противовоздушной обороны.

Летом 1942 года после начала бомбардировок г. Астрахани, был создан Астраханский дивизионный район ПВО для защиты города с воздуха.

В июле 1943г. в Астрахани были созданы городские части МПВО из военнослужащих.

В послевоенный период, используя опыт Великой Отечественной войны, продолжился этап совершенствования МПВО связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.

В 1961 году система МПВО была преобразована в гражданскую оборону СССР, которая была призвана обеспечить заблаговременную подготовку по вопросам гражданской обороны всей страны, ее экономики и населения. Созданы штабы гражданской обороны области, городских и сельских районов.

Были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий.

Формирования гражданской обороны принимали активное участие в ликвидации последствий техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

 Серьезным испытанием для органов гражданской обороны Астраханской области явилась эпидемия холеры в г. Астрахани в 1972 году, ликвидация последствий высокого паводка в 1979 году.

Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. В то же время в силу ряда причин силы гражданской обороны не успевали эффективно реагировать и своевременно устранять последствия чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Трагедия мирового масштаба, произошедшая в апреле 1986 года в  Чернобыле, навсегда перевернула представления о человеческой безопасности и подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.

В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

 18 июня 1992года была создана Астраханская областная подсистема предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

В мае 1993года штаб ГО области переименован в штаб по делам ГО и ЧС Астраханской области.

В июне 1997 года было создано управление по делам ГО и ЧС Астраханской области, которое в январе 2005 года переименовано в Главное управление МЧС России по Астраханской области.

 Проведенные мероприятия позволили радикально улучшить работу по защите населения и территорий Российской Федерации при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики.

В  настоящее время в Российской Федерации реализуется долгосрочная государственная политика в области национальной обороны. Развитие и совершенствование сил и средств гражданской обороны включены указом Президента Российской Федерации «В стратегию национальной безопасности до 2020 года».

В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений.

Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты. В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой – организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

 

← ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД     ↑ НАВЕРХ
Поделиться в соц. сетях:
Источник: МЧС РФ по АО