Владельцы крупного рогатого скота в легкой панике: есть случаи гибели коров, подхвативших нодулярный дерматит. Они боятся, что больная скотина заразит здоровую. Есть и другие опасения: мол, хозяева начнут резать больных животных, и зараженное мясо поступит в продажу.
На сегодня ситуация с нодулярным дерматитом (или кожной бугорчаткой, кожно-узелковой сыпью) у КРС оценивается в областной службе ветеринарии как стабильная, но случаи заболевания коров фиксируется почти во всех районах Астраханской области. Как отмечают в ведомстве, эта инфекционная болячка завозная и регистрируется в Астраханской области впервые. Она пришла к нам из регионов Средней Азии, Закавказья, ЮФО. Сейчас заболевание распространяется и в Европе. Разносчиками заразы являются кровососущие – комары и клещи. Поэтому коровий дерматит носит сезонный характер — особо активно проявляется летом.
Что же касается массового падежа животных от инфекции (а такая информация упорно ходит по Астраханской области), по словам специалиста, слухи о нем преувеличены. «Смертность животных составляет не более 5% от числа заболевших. Сегодня можно говорить о том, что порядка 68% от заболевших животных выздоравливают, поскольку владельцы КРС вовремя начали лечить скотину. Сам вирус живет крайне мало, особенно в жару — под прямыми солнечными лучами погибает за несколько часов. Мясо от неблагополучного стада никакой опасности для человека не представляет. «Забой идет без ограничений, уничтожаются только шкура и субпродукты КРС. А вот молоко от больных животных в пищу употреблять нельзя. Впрочем, его можно распознать сразу — оно имеет красный оттенок. Молоко от неблагополучного стада годно к употреблению только после пастеризации», – пояснил начальник областного методического центра областной ветслужбы Федор Соколов.
«Инфекция распространяется чаще всего в случаях, когда скот находится без надзора. Иные владельцы КРС слишком поздно обращаются к ветеринарам, поэтому и происходит падеж, – говорит начальник отдела животноводства и племенной работы Алексей Шишкин. – И вообще нужно снять ненужный ажиотаж вокруг заболеваемости коров, особенно в той части, что астраханскую говядину сейчас есть нельзя. Со всей ответственностью заявляю — нашу говядину можно и даже нужно есть! Никакой угрозы человеку нодулярный дерматит не несет. И вообще на рынок и в торговые сети никогда не поступит мясо без тотального ветконтроля».
Компенсаций за погибшую скотину не предполагается, поскольку это заболевание не относится к особо опасным. Но животное может полностью вылечиться, считают ветеринары, если не запустить лечение и провести профилактическую вакцинацию.
Сегодня в регионе в вакцине недостатка нет, заверяют в ветслужбе. По словам Федора Соколова, на 26 июля в хозяйствах области привито около 70% КРС от зарегистрированного в ветслужбе поголовья (всего — порядка 164 тыс. голов). За вакцину животноводам придется заплатить, как и за лечение.