Глубина всех водных «артерий» России снизилась на четверть — с 2,3 до 1,7 метра. В таких условиях более половины транспортных судов не могут ходить с полной загрузкой. В результате потери провозной способности флота ежегодно составляют порядка 46 миллионов тонн.
Об этом заявил заместитель минтранспорта РФ Виктор Олерский в Астрахани на третьем заседании рабочей группы президиума Госсовета РФ, посвященном развитию внутренних водных путей России, в режиме видеосвязи. Заседание провел помощник Президента России, секретарь Госсовета Игорь Левитин. Руководитель рабочей группы – губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Среди основных проблем названы недофинансированность отрасли и инфраструктурные ограничения для беспрепятственного прохода судов по российским рекам.
Мешает и маловодность – она привела к «разделению» Волги в районе Нижнего Новгорода и стала причиной практически полного прекращения судоходства на этом участке. Так, перевозки туристов круизными судами с 2008 года сократились на полмиллиона человек, упущена выгода в 38 млрд. рублей. Грузооборот внутреннего водного транспорта с 90-х годов снизился в 3,3 раза.
Еще одна проблема – «старение» российского флота. За 15 лет потери превысили ввод в эксплуатацию новых судов в 13 раз. Средний возраст судов — 36 лет. И, если в 2000 году в стране было около 21 000 единиц транспортного флота, то сегодня — менее 11 000.
Решить «водные» проблемы может строительство низконапорных гидроузлов, поддержка судостроителей, а также создание речного фонда, говорилось на заседании.