Эта и другие «речные» проблемы обсуждались сегодня в Астрахани на третьем заседании рабочей группы президиума Госсовета РФ, посвященном развитию внутренних водных путей России, в режиме видеосвязи. Заседание провел помощник Президента России, секретарь Госсовета Игорь Левитин. Руководитель рабочей группы – губернатор Астраханской области Александр Жилкин.
Заместитель минтранспорта РФ Виктор Олерский представил проект доклада рабочей группы. В нем проведён анализ современного состояния внутренних водных путей, рассмотрены проблемные вопросы и представлены предложения о путях их решения.
Среди основных проблем – недофинансированность отрасли и инфраструктурные ограничения для беспрепятственного прохода судов по российским рекам. «На четверть снизилась средняя глубина по всем водным путям - с 2,3 до 1,7 метра, - доложил Олерский. - В таких условиях более половины транспортных судов не могут ходить с полной загрузкой. В результате потери провозной способности флота ежегодно составляют порядка 46 миллионов тонн». Мешает и маловодность – она привела к «разделению» Волги в районе Нижнего Новгорода и стала причиной практически полного прекращения судоходства на этом участке. Так, перевозки туристов круизными судами с 2008 года сократились на полмиллиона человек, упущена выгода в 38 млрд. рублей. Грузооборот внутреннего водного транспорта с 90-х годов снизился в 3,3 раза.
Еще одна проблема – «старение» российского флота. За 15 лет потери превысили ввод в эксплуатацию новых судов в 13 раз. Средний возраст судов - 36 лет. И, если в 2000 году в стране было около 21 000 единиц транспортного флота, то сегодня - менее 11 000.
Решить «водные» проблемы может строительство низконапорных гидроузлов, поддержка судостроителей, а также создание речного фонда.
Губернатор Александр Жилкин акцентировал внимание рабочей группы на проблемах комплексного водопользования. «Необходим более системный подход к оценке проектов, реализуемых на водных объектах, - отметил губернатор Астраханской области. - Нужно понимание в каждом конкретном случае – что является приоритетом. Где-то это будет рыбное хозяйство, где-то судоходство, где-то гидроэнергетика. Но для этого понимания нужны четкие критерии, прозрачность принятия решений, объективность при рассмотрении проектов».
Фотоматериалы к новости: