Фермерам хозяйства "Придорожное" впору объявлять конкурс на новое название сорта картофеля. То ли "морской", то ли "рисовый" - уж больно похоже это поле на рисовые чеки. Из-за обильного паводка 12 гектаров раннего картофеля оказались под водой. В своих бедах фермеры винят местную власть.
«Они вовремя не закрывали шлюзы. То есть, они их держали, вода в резервуаре накапливалась. На просьбы не отвечали. Была комиссия из Харабалей во главе с Колесниковым по ЧС. Они приезжали, смотрели, они это всё видели, но, тем не менее, шлюзы были закрыты. Две недели шлюзы не открывались, а когда они поняли, что вода уже пойдёт через вал, они решили шлюзы открыть, я их лично открывал», - рассказывает сотрудник КФХ "Придорожное" Пётр Наволокин.
Подобных случаев в области немало. Под водой оказалось около 40 гектаров земли, на которой высажен картофель и лук. По сравнению с общим объёмом сельхозпосадок в регионе это, конечно, крохи. Менее десятой доли процента. Но за каждым гектаром стоит огромный труд. Сейчас фермеры подсчитывают убытки и гадают - будет ли помощь от районных и областных властей. В региональном Минсельхозе помочь обещают. Правда, с формой ещё нужно определиться. И напоминают - хорошо бы фермерам самим себя подстраховывать. Тем более, что о большой воде предупреждали заранее.
«Этот год показал, что Астраханская область давно ушла из зоны рискованного земледелия. Нашими усилиями, усилиями наших фермеров, которые сейчас всё поливают. Наши фермеры научились уходить от заморозков ранних, выращивать поздний картофель до заморозков. И они считают, что им ничего не грозит, и не страхуют ничего. Этот год показал, что надо на страхование своих посевов обращать внимание все-таки, что когда-нибудь может такое случиться», - говорит министр сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области Алексей Галкин.
Беспокоятся за своё имущество и дачники в районе села Фунтово. Более 200 участков рискуют оказаться затопленными. Ранее их надёжно защищал от паводка вал по берегу реки Царев. А в прошлом году его сдвинули, под причиной "благоустройства". По словам жителей, они не видели ни проекта, ни документов. Пригнали мощную технику и перенесли дамбу за несколько часов. Попутно уничтожили деревья.
- С бензопилой были, спиливали все деревья и закапывали в землю, говорили, что всё делают по документам и указаниям. Чтобы передвинуть вал нужно нагнать очень большое количество техники, простой человек это не организует, значит здесь где-то есть высокая рука. Они за два часа всё сделали, вал перенесли, воды тогда не было. Но когда пошла вода, она уже до вала доходила.
Сегодня дачники с тревогой следят за уровнем воды в реке. Дело в том, что в новом валу появились трещины и протечки.
«Появились трещины, пошла подмочка. После наших неоднократных заявлений в прокуратуру района, области, МЧС, Следственный комитет, было подвезено несколько машин земли и высыпали их в кучу. Сейчас никто никаких работ не производит. Смысл переноса вала прямо перед паводком -это какой то нонсенс. О чём думал глава нашего муниципалитета? Непонятно», - говорит председатель садового товарищества "Мелиоратор" Виталий Козак.
В жизнь областного центра "большая вода" корректив не внесла. Подъём остановился более чем за полметра до опасной отметки. У коммунальщиков есть своеобразный ориентир. Канализационная труба, выходящая из-под Царевского моста. Пока её видно - опасности нет.
«В Астрахани уже пять дней одинаковый уровень. Сбросы сегодня с Волгоградского водохранилища - 20 тысяч плюс-минус 500. Они продлятся в таком количестве до 29 мая. С 29 мая по 10 июня выйдут до 7 тысяч, на так называемый меженный период. Назову её стабильной. 12 оперативных групп в каждом районе объезжают ежедневно, мне докладывают каждый день. Подтопленных населённых пунктов в настоящее время нет. И в принципе их и не было серьёзных случаев за всё время паводка», - говорит заместитель председателя Правительства Астраханской области Виктор Яковлев.
Локальные подтопления, тем не менее, зафиксированы и в областном центре. В частности, в переулке Байкальский. Туда направлены несколько мотопомп. Паводок идёт на спад, однако для ликвидации возможных ЧС в постоянной готовности находятся около пятисот специалистов и 50 единиц техники.