Вверх по лестнице, ведущей… в огонь.

14 апреля 2016 года, 12:32
0
815
Вверх по лестнице, ведущей… в огонь.

Пожарные  совершают подвиги  ежедневно. И, не удивительно, что для них придуманы самые различные системы увеличения высо­ты.  В благодарность за находчивость неведомым миру умельцам некоторые типы составных лестниц назвали по наци­ональности изобретателей — шведскими, английскими, романскими (почему– то так в старину именовались немецкие лестницы). Нынеш­ние потомки викингов нижние концы расходящихся к низу боковин (каждую из них называют тетивой) продевали в сдвинутые по высоте и расположенные с внешней стороны лестницы прямоугольные ско­бы, чтобы первая ступенька верхнего колена опиралась на верхушку нижнего. Немцы крепили по одной скобе на концах каждой тетивы, продевая в них боковины, которые у английских лестниц были парал­лельными. Их накладывали друг на друга и просовывали в аналогич­ные скобы, располагаемые по– шведски, но не с боков, а спереди, Та­кое оборудование было удобно возить на любом пожарном ходу, ведь лестницы были компактными и легко собирались. Однако в деле они частенько подводили: то длины не хватало, то она оказывалась чрез­мерной. Требовалась лестница, высота которой изменялась бы плавно и по желанию пожарных. Ее придумали и назвали выдвижной. Ко­гда же это произошло?

В 1777 г. Петербургская Академия наук рассмотрела и одобрила пер­вый в мире проект механической лестницы. То была площадка, подни­мавшаяся замысловатым рычажным механизмом. Вскоре русские умельцы придумали и изготовили выдвижную пожарную лестницу, став­шую прообразом современных конструкций. В «Практическом настав­лении брандмейстерам…», опубликованном в 1818 г., записано: «…ле­стница механическая о пяти коленах, кои одно из другого вытягивают­ся…». Спустя 65 лет в мастерских петербургской пожарной охраны из­готовили несколько таких красавиц высотой 17 м. Но не только у нас за­думывались об этом. С 1886 г. на германских фирмах Magirus и Metz де­лали выдвижные лестницы удачной конструкции. Их экспортировали во многие страны, и в Россию тоже. Пожарные команды больших городов приобретали такую продукцию.

Наступил XX век. Города разрастались, наполнялись людьми и маши­нами, и чаще горели. К тушению возгораний все время повышали тре­бования. Одно из них состояло в скорейшей доставке к месту бедст­вия пожарной техники, в том числе и выдвижных лестниц. Их вкатыва­ли руками на специальные телеги в сложенном состоянии, возили на конных ходах, по прибытии скатывали вручную на землю, поднимали, выдвигали и устанавливали строго вертикально. Все это занимало не­мало времени, требовало усилий, внимания, сноровки. Меж тем ули­цы городов заполнялись автомобилями, причем с каждым годом все более совершенными. И людям, профессионально занятым борьбой с огнем, очень хотелось использовать при этом самоходные экипажи. В 1920 г. московские пожарные приспособили шасси трехтонного грузовика «Берлие» для транспортировки лестницы «Магирус». Опыт оказался удачным, однако дефицит автомашин не позволил рас­пространить его.

Спустя три года наши специалисты, посетившие XIX съезд по­жарных Германии, проходивший в Мюнхене, и приуроченную к нему выставку пожарной техники, организованную там же, познакоми­лись с новинками в этой сфере деятельности. Им приглянулась ме­ханическая лестница «Метц» закрепленная на особом башенном механизме, который был расположен на шасси грузовика, сделан­ного фирмой «Магирус».

Шли годы, росла актуальность доставки на пожар выдвижных ле­стниц. В Ленинградской пожарной охране (ЛПО) решили имевшие­ся у них деревянные выдвижные лестницы образца 1912 г. возить на автонасосах Я– 3. Разработали три проекта доработки автомо­биля. Выбрали лучший и заказали три образца ленинградскому за­воду «Свет и сила». Завершили эту работу 15 сентября 1932 г. Что же получилось?

На раме автомашины закрепили направляющие для наката лест­ницы, установили приводимую двигателем лебедку, подтягивавшую лестницу в транспортное положение, изменили кабину, оставили на своих местах насос и подвесную катушку с рукавами, Получился оригинальный автомобиль.  Приехав к месту бедствия, пожарные снимали подвешенную сзади катушку с рукавами, лебедкой опуска­ли на землю лестницу, вручную устанавливали ее в боевое положе­ние, используя затем машину как обычный автонасос. Бойцам эта «тушилка» нравилась. Поэтому ЛПО заказала еще несколько таких же автолестниц, благодаря чему в 1934 г. Ленинград избавился от конных пожарных ходов.

И все же «накатный» способ доставки выдвижных лестниц казался неперспективным. Требовалась новая конструкция. Сделать ее на заводе «между планом и отдыхом» было невозможно. Страна явно нуждалась в научном центре, способном вести исследования и раз­работки в пожарном деле. Такую организацию создали в 1935 г. — Центральный научно– исследовательский институт противопожар­ной обороны — ЦНИИПО (ныне Всероссийский — ВНИИПО). Он рас­положился в подмосковном поселке Балашиха (с 1939 г. — город). За первые два года работы там удалось спроектировать десятки но­вых машин и устройств для борьбы с огнем. В их числе металличе­ская выдвижная лестница высотой более 30 м, размещенная на шас­си грузовика ЗИС– 6 (колесная формула 6×4). Проект передали на Московский завод пожарных машин, к тому времени ставший фили­алом автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Там работали над собственной выдвижной лестницей высотой 45 м. Сотрудниче­ство со специалистами ЦНИИПО привело к тому, что обе идеи были объединены, и вскоре заводчане сделали чертежи механизирован­ной автолестницы К– 30 (высота 30,1 м). Возможностей изготовить опытный образец не оказалось. Чтобы воплощать проекты и конст­рукторам не работать «в корзину», в 1938 г. при Проммаше организо­вали специальный главк, ответственный за выпуск всех видов по­жарной техники. И дело пошло.

К середине 30– х гг. в стране накопилось не­сколько десятков выдвиж­ных пожарных лестниц «Магирус» и «Метц», сделанных еще в 20– х и начале 30– х гг. Все они были металлическими, но на шасси устаревших иномарок, Сами лест­ницы оказались прочными и удобными в работе. Их часто использова­ли на пожарах, стройках, при ремонте многоэтажных домов. Претен­зий к ним не было. А возившие их машины изрядно поизносились, и запчастей не хватало. Чтобы сохранить в эксплуатации лестницы, сле­довало у каждой из них заменить автомобиль – носитель. Требовалось германскую лестницу «пересадить» на советское авто. Для этого под­ходило шасси грузовика ЗИС– 6, которое нужно было доработать, что и выполнили в авторемонтных мастерских Московской и Ленинград­ской пожарных охран. Что же там сделали?

Лонжероны рамы удлинили примерно на 1 м. Вставки соединили дву­мя поперечинами. За кабиной расположили опору для лестницы в транспортном положении и сидения для пожарных. Дополнительную трансмиссию для привода задних мостов и башенного механизма при­менили от пожарной машины ПМЗ– 1. Управление подъемом, поворо­том, выдвижением и боковым наклоном лестницы осуществлялось ру­коятками, расположенными на башенном механизме. Все перемеще­ния лестницы осуществлялись от двигателя. Быстрота выполнения ко­манд зависела от частоты вращения коленвала мотора. На раме вблизи ведущей тележки закрепили четыре домкратных штыря с ручным при­водом. Вертикальная ось вращения башни пришлась посередине меж­ду задними колесами.

Этот удачно скомпонованный автомобиль нес на себе удивительную лестницу. Все ее элементы были сделаны из тонкостенных цельнотяну­тых труб круглого, квадратного, двутаврового и иных форм сечения. Ле­стница обладала столь высокой прочностью, что по ней взбирались, прислонив ее к стене, либо в свободно стоящем положении. И все же ее ступени считались слабоватыми. Для повышения их прочности в них вколачивали деревянные пробки.

Автолестницу К– 30 приспособили для тушения огня. На последней ступени верхнего колена с помощью шарнира закрепили ствол, рукав от него сматывался с катушки, прицепленной к задку автомобиля. На по­жаре нижний стык рукава соединяли с автонасосом, Вода подавалась вверх. Боец направлял струю в пламя, стоя на ступени верхнего колена, либо, удлинив рукав, проникал с брандспойтом в горящее помещение.

«Тридцатку» снабдили предохранителями. Например, когда угол воз­вышения лестницы достигал 75° подъем замедлялся, а при 80° — прекращался. Опускание шло ускоренно до угла 12°, далее замедлялось, в горизонтальном положении — останавливалось.

Нашей промышленности в предвоенные годы так и не удалось осво­ить изготовление выдвижных лестниц. А вот «Магирусы» и «Метцы», ус­тановленные на ЗИС– 6, работали долгие годы. Их заменяли отечест­венными образцами АМ– 32 и АМ– 45 лишь с 1955 г. К– 30 успешно рабо­тали до середины 60– х гг., когда их полностью сняли с эксплуатации.

Ни в одном музее России не найдешь выдвижную лестницу К– 30. И лишь в Балашихинской пожарной части № 29 ее бережно сохраняют, причем, в рабочем состоянии.

← ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД     ↑ НАВЕРХ
Поделиться в соц. сетях:
Источник: МЧС РФ по АО