Межведомственное опытно-исследовательское учение в Арктике объединяет в себе не только практическую часть, но и насыщенную деловую программу. В рамках учения проходят пленарные заседания, тематические сессии и круглые столы, целью которых является обеспечение безопасности освоения Арктического региона Российской Федерации.
По словам Первого заместителя Министра Александра Чуприяна такого внимания к самой Арктической зоне и к северному морскому пути еще не было. У МЧС России большие планы и серьезный настрой на работу в арктических широтах в условиях сурового климата.
«В течении 2 суток в Арктической зоне от Мурманска до Певека в 7 субъектах Российской Федерации впервые проходят масштабные научно-технические учения, которые возглавляет МЧС России. Поставлено 98 научно-исследовательских задач. По результатам учения будут подготовлены предложения по защите Арктической зоны», - отметил Александр Чуприян.
Так, в Норильске прошел круглый стол «Перспективы и инновации мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации».
Мероприятие прошло в музейно-выставочном комплексе «Музей Норильска».
Было отмечено, что в области природных опасностей и угроз для Арктической зоны наряду с экстремальными природно-климатическими факторами следует особо выделить те, которые обусловлены глобальными изменениями климата.
На заседании были рассмотрены существующие представления о взаимовлиянии перемен климата и уровня Мирового океана, роль природных пожаров в этих процессах. Также была дана оценка современным тенденциям изменения среднегодовых и среднемесячных уровней арктических морей России, а также рискам возникновения ЧС на акваториях арктических морей и их побережьях (на примере Сибири).
Также были рассмотрены особенности функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне РФ. Было отмечено, что задачи по мониторингу и прогнозированию ЧС в Арктике выполняют более 100 специалистов в этой области.
За время существования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций создан отлаженный механизм, который позволяет осуществлять прогнозирование ЧС по всему спектру заблаговременности. В рамках информационного обмена по вопросам прогнозирования ЧС природного и техногенного характера МЧС России организовано взаимодействие с заинтересованными ФОИВ, организациями и учреждениями.
Также в музейно-выставочном комплексе «Музей Норильска» состоялся круглый стол «Особенности ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации».
Был определен огромный круг задач, которые необходимо решить для обеспечения безопасности в Арктическом регионе. Внимание присутствующих было обращено на начало строительства крупнейшего в мире порта «Бухта Север» на полуострове Таймыр. Порт будет обслуживать добычу нефти на Таймыре, а его работа будет обеспечиваться 12 супертанкерами. Также будут проложены 7 тысяч км трубопровода, построены 20 вахтовых поселков, портовая и аэропортовая инфраструктура.
В ходе выполнения этих проектов будет задействовано около 400 тысяч человек. Это потребует выработки совершено новых методик аварийно-спасательных работ, абсолютно новых подходов, с учетом работы при низких температурах, к обеспечению пожарной безопасности, спасательной тематики, системы управления рисками.
На круглом столе также были обсуждены вопросы особенностей проведения поисково-спасательных работ в Арктическом регионе, внедрения инновационных технологий при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Особый интерес вызвал доклад о развертывании и функционировании аэромобильного госпиталя МЧС России в полевых условиях. Данная тема, ввиду предполагаемого расширения в арктической зоне вахтовых поселков, остается крайне актуальной. Врачи МЧС России поделились опытом, приобретенным в прошлом году в ходе развертывания аэромобильного госпиталя Государственного центрального аэромобильного отряда МЧС России при ликвидации вспышки новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Мурманской области. Также были указаны проблемные места и пути их устранения.
Учеными Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России был выдвинут новый способ сдерживания и тушения пожаров в арктических модулях, а представители ВНИИ ГОЧС провели обоснование требований к комплексам аварийно-спасательных машин, предназначенных для действий в полярных условиях.
Результаты работы круглого стола, безусловно, послужат основой для выработки решений и методик, способствующих обеспечению безопасности Арктического региона Российской Федерации.