Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя, даже когда катаемся на велосипеде. Именно о безопасности во время велосипедных прогулок напоминают сегодня спасатели.
Если говорить абстрактно, наиболее распространенные причины травм велосипедистов – невнимательность участников движения (включая его самого) и пренебрежение правилами безопасности. Вот несколько более конкретных причин, которые стоит знать:
- Невнимательность водителей автомобилей. При движении велосипедистов по дорогам общего пользования, автомобилисты очень часто их просто не замечают.
- Отсутствие велодорожек. Велосипедисты чаще ездят в пешеходной зоне, чем по проезжей части дороги. Многим спокойнее ехать, маневрируя между пешеходами, чем делать это рядом с автомобилями. Иногда маневры оказываются неудачными, и велосипедист наносит травмы себе и пешеходам.
- Пешеходы на велодорожках. Во многих крупных городах (по крайней мере, в центральных районах) давно появилась специальная разметка, призванная облегчить жизнь всем участникам движения. Но увы, в реальности она никак не изменила ситуацию, а скорее, даже наоборот, - ухудшила её. Велосипедисты уверенно едут по велодорожке, а пешеходы не менее уверенно идут по ней – в условиях оживленного движения столкновение становится практически неизбежным.
- Отсутствие фонарей и светоотражателей. Иногда причинами аварий становятся сами велосипедисты, а именно, их халатное отношение к собственной безопасности. Велосипед должен быть оборудован фарой или световозвращателем белого цвета спереди и красным фонарем или светоотражателем сзади. Это нужно для того, чтобы водитель автомобиля в ночное время заметил на дороге велосипед и успел среагировать.
- Непредсказуемые маневры велосипедистов на дороге, которые являются следствием незнания Правил дорожного движения или нежелания их выполнять.
Но, даже соблюдая Правила дорожного движения, велосипедист все равно может попасть в аварию и получить различные травмы. Травмы делятся по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые.
К легким травмам можно отнести: ссадины, ушибы, растяжения, порезы, раны и незначительные повреждения поверхности кожи. Самые распространенные травмы велосипедистов – это ссадины, раны и ушибы. Ссадину или рану надо промыть перекисью водорода, которая не только уничтожит микробов, но и вымоет всю грязь, попавшую в рану в результате падения. После этого желательно смазать рану йодом или зеленкой. При этом следует помнить, что йод следует наносить только на края раны, в противном случае – обеспечите себе ожог. При ушибах же достаточно смазать место удара специальным гелем, приложить что-то холодное и наложить эластичный бинт.
К травмам средней тяжести можно отнести раны с повреждением вены или артерии и перелом конечностей.
Открытые кровоточащие раны: надо сначала промыть рану и обязательно наложить жгут (или ремень, веревку, шнурок) чтобы остановить кровь. Но следует помнить, что если повреждена артерия (кровь алого цвета), то жгут накладывается выше раны, а если вена (кровь темная) – ниже раны (на голень и верхнюю часть предплечья накладывать жгут бесполезно).
Подробно способы остановки наружного кровотечения, в том числе, правила наложения жгута, описаны здесь: http://www.culture.mchs.gov.ru/medical/algorithms_of_first_aid_to_victims_of_traumatic_injuries_and_urgent_situations/ways_to_temporarily_stop_the_external_bleeding/
Самыми распространёнными травмами, после ушибов и ссадин, являются переломы. Если падение произошло в городе, то можно попытаться добраться до своего дома или медпункта самостоятельно. Это возможно, если у велосипедиста сломана рука. Но если повреждена нога, да еще и далеко от дома, то пострадавшему надо вызывать скорую помощь или звонить родственникам и друзьям, чтобы те отвезли в больницу на машине.
В случае если велосипедист катался один где-нибудь, скажем, в лесу, и у него нет возможности позвонить, то ему придется самому оказать себе первую помощь и добираться до города своими силами. Велосипед, ставший непосильной ношей, можно спрятать под листьями и ветками, а после вернуться за ним. На сломанную конечность надо наложить как минимум 2 шины, задача которых фиксировать суставы выше и ниже перелома (сломана голень - фиксируем колено и голеностоп, предплечье – лучезапястный и локтевой суставы и т. д.).
Для того чтобы наложить шину понадобятся обычные палки и кусок бинта или ткани. Палки прикладываются с противоположных сторон поврежденной конечности и фиксируются бинтом (или любой подходящей тканью, которая доступна в этот момент). Также следует запомнить, что шину нельзя накладывать на голое тело, а только на одежду; повязка должна быть тугой, а суставы зафиксированы неподвижно.
При переломах бедра необходимо найти три палки, две из которых привязываются от подмышек до промежности, а третья - от стопы до промежности.
Тяжелые травмы. В этих случаях нельзя предпринимать никаких поспешных действий, лучше всего вызвать скорую помощь и ждать ее. Но если вы находитесь не в городе, а в лесу, то нужно оказать первую помощь.
При проникающей ране грудной или брюшной полости нужно перевязать рану, если в ране инородный предмет – ни в коем случае не извлекайте его! Его нужно зафиксировать валиками из бинта, пластырем или повязкой (смотря, что у вас найдется под рукой). После перевязки необходимо срочно добраться до больницы, так как с такой травмой на счету каждая минута.
При переломах черепа или позвоночника - нужно надеяться только на помощь специалистов, в такой ситуации неквалифицированная первая помощь может только ухудшить ситуацию, какие-либо передвижения без специальной фиксации нежелательны.
Помните, лучшая защита от всех травм – специальная велосипедная экипировка, предельная внимательность на дороге и разумная скорость движения. Также всегда необходимо иметь с собой аптечку и заряженный телефон, чтобы можно было позвонить, если вдруг понадобится помощь.