В настоящее время законопроект проходит стадию общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru).
Проект федерального закона подготовлен в целях создания эффективно функционирующей и в тоже время рациональной по затратам системы защиты населения и территорий, адекватной современным угрозам и вызовам.
В случае принятия новый федеральный закон отменит действующие в настоящее время Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Стоит отметить, что в настоящее время в нашей стране одновременно функционируют две системы: РСЧС и ГО, реализующие одинаковые способы защиты, использующие для этого одни средства и силы, но имеющие каждая свою нормативную базу. Новый законопроект направлен на устранение такого дублирования.
Разработчиками законопроекта предлагается рассматривать ГО как режим функционирования РСЧС наряду с существующими в настоящее время режимами «повседневной деятельности», «повышенной готовности», «чрезвычайной ситуации». Основанием для его введения служит чрезвычайное или военное положение на территории всей страны или отдельных местностях.
При этом комплекс мероприятий по защите населения и территорий от ЧС при любом режиме функционирования будет возложен на РСЧС и выполняться ее руководством, силами и средствами. Это будет способствовать оперативности реагирования. Так, особый период потребует одновременно с введением режима ГО наращивания группировок и комплекса мероприятий без перестройки системы управления.
РСЧС рассматривается как объединение сил и средств ФОИВ, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, объединенных системой управления и предназначенных для защиты населения и территорий как в период мирного времени, так и в период подготовки и ведения военных конфликтов путем проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнения мероприятий защиты.
Кроме того, на законодательном уровне разработчики проекта конкретизируют механизм взаимодействия между функциональными и территориальными подсистемами РСЧС, органами управления и силами ГО.