Городские артерии застаиваются и "цветут", а на селе − зарастают камышом и чилимом. Сельчане опасаются: если так пойдёт и дальше, знаменитая песня "Течёт река Волга" потеряет актуальность.
Кутум – не чета проложенному по соседству рукотворному руслу с говорящим народным прозвищем “Канава” – всё-таки полноценная река. Но теперь она мало чем отличается от своего младшего брата, канала имени 1-го Мая. Астраханцы в оценках мелеющей речки идут ещё дальше – нарекли болотом. Устье Кутума у стрелки и правда походит на него: застоявшаяся от маловодья, вода цветёт и пахнет.
− Вот такое вот прекрасное “соцветие” с мусором вместе на косе.
На том берегу тихо притаились лодочки. Будто стесняются своей ненужности: “Не виноватые мы, она сама обмелела…”. Выбор вечернего досуга всё же есть: не прокатиться на лодках, так прогуляться по мели.
− Сейчас мы стоим буквально “по макушку в воде“. Видно, что раньше она доходила до этого уровня. Но сейчас вот здесь можно спокойно пройтись, прогуляться, и вместе с голубями порадоваться видами Волги.
Вот и одна из астраханских пар присматривается. На косе гуляют нередко, но таким нагим берег Кутума они не видели никогда.
− Видите здесь часто такую картину, когда гуляете, что мало воды, вот, простаивает? Буквально обнажён берег?
− Ну, в этом году точно, да. В предыдущий год, по-моему, так не было.
− Но в этом году прямо вот такое тотальное маловодье?
− Да, да… Рыбы много дохлой плавает. Буквально – вон, рядом с пристанью… поэтому – жалко.
− Воды нигде нет, не только здесь. По городу – тоже.
− А где вот ещё видели такие места, где берег оголяется буквально из-за маловодья?
− В Камызяке. Вот я к бабушке езжу часто, и там ну буквально просто рыба лежит у побережья, и её волнами прям приносит.
В Камызякском – дельтовом – районе местные жители тоже жалуются на обмеление рек. В селе Тузуклей сетуют: ещё немного, и тех вообще не станет.
− Вот береговая линия. Вот она. Ну, здесь видно: где камыш растёт, это уже всё замыло у нас, получается. Ещё пару лет… ещё пару лет, и получается, что у нас речки вообще не станет! Потому что её полностью всё русло замоет. И воды как таковой у нас в деревне не будет.
Когда-то полноводная река была настоящей житницей страны. Но времена поменялись, и некогда, казалось, бездонная, теперь же матушка-Волга будто села на диету, схуднула. “От слова «худо»”, проворчали бы старики.
Остаётся надеяться – не без добра. Вот и недавно специальная рабочая группа по режиму водохранилищ Волжско-Камского каскада решила: нужно сбросить ещё воды с волгоградского гидроузла. А значит, всё также: "…течёт река Волга – конца и края нет...".