Доклад Генпрокуратуры РФ об итогах работы в первом полугодии, в котором были названы самые коррумпированные регионы, наделал много шума. А для самих территорий, оказавшихся в лидерах, в том числе и для нашей, стал новостью из разряда плохих. Это может сказаться на рейтинге местных руководителей, их репутации, да и всего региона в целом. "Неужто у нас и впрямь больше всех чиновники берут? – спрашивают сограждане. – Не копают ли под нашего? Или силовики так отвечают на застарелый вопрос главы государства: где, мол, посадки, господа?"
Простая статистика
Генпрокуратура, в общем-то, попросту свела статданные по количеству зарегистрированных преступлений по всем регионам за 6 месяцев, обобщила информацию и сделала вывод касательно динамики конкретных преступлений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Обычное дело.
В итоге по трем "коррупционным" статьям УК РФ – 290, 291, 291.1 (взяточничество) – Астраханская область замкнула тройку рекордсменов по этим видам преступлений. Перед нами – Удмуртия, первую строчку заняла Курская область. У курчан динамика роста преступлений, связанных с коррупцией, составила 189% (257 преступлений против 89 за 6 месяцев 2015 года). В Удмуртии рост составил 113% (79 преступлений против 37). В Астраханской области рост – 105% (74 преступления против 36). И практически вдвое меньше стало коррупционеров на Камчатке, в Архангельской и Смоленской областях.
Данные из доклада Генпрокуратуры совпали с брифингом областного прокурора Александра Лычагина, который также сообщил местным журналистам об итогах полугодия.
Банальные взяточники
Облпрокурор подтвердил значительный рост коррупционных преступлений в Астраханской области. По данным ведомства, за 6 месяцев выявлено 1486 нарушений, в суды направлено 126 исков и заявлений. По инициативе прокурора возбуждено 12 уголовных дел, 72 человека привлечены к уголовной ответственности. Наибольший прирост отмечен именно по ст. 290 УК РФ "Получение взятки". В настоящее время зарегистрирован 51 такой факт, в прошлом году – 15. Средний размер взятки составил 42 тыс. руб. Факты посредничества во взятке также возросли – с 5 до 8 случаев.
А вот по другим коррупционным преступлениям наблюдается спад. Так, с 9 до 4 уменьшилось число злоупотреблений должностными полномочиями, с 4 до 3 – превышений служебными полномочиями. С 70 до 51 снизилось количество фактов мошеннических действий лиц, использующих свое служебное положение, а с 35 до 27 – случаев растрат.
Все испортили два курчанина
После озвученной информации о регионах-лидерах по коррупционным преступлениям мнения аналитиков разделились. Причем в Курской области власти сразу решили объясниться: мол, данные говорят не о коррумпированности власти в регионе, а об активизации работы силовиков. Сам же рост вызван тем, что двое тамошних взяточников от образования испортили картину. 215 поставленных на учет преступлений из общих 257 – на совести преподавателей местного вуза, поскольку их уголовное дело многоэпизодно. К слову, подавляющее количество преступлений, связанных со взятками, в области совершили работники образования и здравоохранения.
Цифры ни о чем
В Удмуртии и Астраханской области публично на доклад Генпрокуратуры не отреагировали. Однако ряд экспертов отметил, что статистика ведомства отражает только активность ее региональной работы, а ситуация с коррупцией в Астраханской области ничем не отличается от иных регионов. Так, например, считает представитель организации Transparency International Глеб Гавриш: "Приведенная статистика ничем не примечательна и на ее основании делать выводы об уровне коррупции невозможно. Доклад не включает в себя оценку возбужденных дел, нет оценки количества дел, доведенных до суда, отсутствует информация о реальных приговорах по делам.
Таким образом, допускаем, что производства по ряду уголовных дел впоследствии могли быть прекращены, а потенциальный коррупционер избежал наказания. Также не исключено, что виновные получали символические приговоры", – рассказал Гавриш сайту "Кавказский узел".
Ему вторит и член общественного экспертного совета Мирового банка по проблемам госуправления и коррупции Георгий Сатаров в интервью тому же "Кавказскому узлу": "Озвученные цифры ровным счетом не имеют никакого значения. Бессмысленно оперировать исключительно данными правоохранителей, если они не сопоставлены со статистикой приговоров", – сказал он. Эксперт вообще считает: в стране со статистикой не все благополучно, поскольку власти не заинтересованы в оценке реального состояния дел. А в данном случае нельзя установить причину зафиксированной динамики: действительно ли увеличилось число преступлений или лучше стали работать правоохранительные органы.
Берем и даем из-за стабильности
А вот глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов придерживается другой точки зрения. Он оценил наш регион как "достаточно развитый, со стабильно растущей экономикой, с благоприятным климатом для бизнеса". "Скажем, Москва – еще более развитый регион, и здесь коррупция еще выше, – отметил он. – Исследования проведены на основании возбуждения многочисленных уголовных дел, что говорит о квалифицированной работе правоохранителей"