Жители астраханских сел смогут выбирать на сходах старост. Соответствующий закон уже прошел окончательные чтения в Госдуме. Если документ одобрят в Совфеде и его подпишет президент, то в российские деревни и села официально вернется институт старост, который существовал еще в царские времена.
Где уже выбрали
Однако отметим, что в 24 регионах старосты работают уже довольно продолжительное время, и, как отмечают эксперты, успешно. Так, к примеру, этот институт развит в Ульяновской, Владимирской, Вологодской, Нижегородской, Ленинградской областях. Есть старосты в Удмуртии и Чувашии. Но официального статуса они не имели, и законопроект призван восполнить этот пробел.
Без сельсоветов
По мнению разработчиков документа, старосты должны стать некоторым посредническим звеном между населением и властью. Особенно речь идет о малых селах, где нет поселковых советов. А учитывая то, что сейчас взят курс на "оптимизацию" и укрупнение муниципалитетов с одним административным центром, то людям бывает довольно затруднительно достучаться до власти, а последней – контролировать процессы, происходящие на "местах".
Не из чиновников
Согласно законопроекту старосты – должность выборная. Он избирается сельчанами на сходе на срок не менее двух и не более пяти лет. При этом кандидат не может быть государственным или муниципальным служащим и состоять в трудовых отношениях с органами местного самоуправления. Также кандидат должен быть дееспособным, без непогашенной или неснятой судимости. Досрочное прекращение полномочий возможно по решению представительного органа муниципального образования и схода граждан.
В проекте оговаривается, что наименование должности старосты может быть другим с учетом исторических и местных традиций. Например, в Дагестане это были старшины или старейшины.
"Глаза и уши"
Что должен делать староста? Во-первых, тесно работать с местной администрацией, муниципальными предприятиями и иными организациями в решении насущных вопросов, касающихся жизни села. Во-вторых, быть "транслятором" чаяний народа и направлять в адрес местной власти обращения и предложения граждан, в том числе и оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, которые в обязательном порядке рассматриваются администрацией. В-третьих, информирует сельчан обо всех нюансах работы местной власти.
К слову, у некоторых экспертов есть опасения, что институт старост – это лишнее бюрократическое звено, новый вид чиновника. "Что тогда будут делать поселковые и сельские советы", – недоумевают они.
Работа за "идею"
Что касается материального поощрения старост, то законопроект никакой ясности на этот счет не дает. Как показывает практика других регионов, сельские активисты получают чисто символические деньги в зависимости от возможностей муниципального бюджета. Некоторые компенсируют старостам транспортные расходы. Здесь ставка делается на энтузиазм и добровольчество. К слову, и в царские времена жалование старост было минимальным, а в некоторых губерниях им и вовсе не платили. Но это вовсе не огорчало их, поскольку самые ушлые и оборотистые могли поживиться за счет казны общины и различных сборов.
Штрафовал и следил за пожарами
Институт сельских старост был введен в 1861 году. Это самая низшая ступень в иерархии сельской власти. Староста контролировал, как исполняют жители села решения власти. Также он следил за общественным порядком, мог сам накладывать штрафы и даже производить арест лиц за маловажные проступки. Плату за его труд назначала община.
К слову, за время обсуждения старостата в селах, старостам предлагали вменить контроль за пожарной безопасностью и правом накладывать административные штрафы на жителей.
"Порядка будет больше"
Идею введения института сельских старост поддерживает губернатор Александр Жилкин. Он считает, что такие люди нужны в селах, так как они будут выбираться из своих же сельчан. Они лучше знают, чем живет село, и какие проблемы нужно решать в первую очередь. К старостам будут прислушиваться, поскольку человека, которого не уважают в селе, на эту должность не изберут. "Это будут дисциплинировать и самих сельчан. Думаю, и порядка будет больше. Он может и усовестить земляка, если тот каким-то образом нарушает уклад жизни или как-то неправильно ведет себя, – считает глава региона.
Михаил Анишко, руководитель Ассоциации "Совет муниципальных образований Астраханской области":
– В начале 90-х годов статус муниципальных образований получили практически все населенные пункты. Но время показало, что у многих доходные источники оказались не велики, что не позволяет сегодня участвовать в областных и федеральных программах, так как не хватает средств на софинансирование. Поэтому некоторые сельские поселения приняли решение об объединении. При этом важно, что сами жители решают, как они хотят жить – совместно с соседями или самостоятельно. Так, с 2015 года объединения прошли в Лиманском, Камызякском, Икрянинском, Красноярском, Наримановском и Черноярском районах. И теперь закон позволит населенному пункту, который не является административным центром, иметь старосту, полномочия которого прописаны законодательно. И выборы старост, и возможность создания ТОСов (территориальное общественное самоуправление) позволяют жителям самим планировать и создавать комфортные условия для своей жизни. Сегодня они создаются и активно работают в Астрахани, Красноярском и Лиманском районах. Уверен, что институт сельских старост будет востребован жителями сел.