В администрации президента (АП) определились с критериями, по которым будут оценивать работу губернаторов. Ориентироваться в Кремле теперь будут на них, а не на рейтинги, подготовкой которых занимаются различные экспертные центры. Эксперты говорят, что продолжат выпускать свои рейтинги, которые являются для них прежде всего «репутационным продуктом».
Оценивать работу губернаторов в Кремле будут на основе социально-экономических и электоральных критериев. Электоральные критерии включают в себя замеры рейтинга президента и губернатора, а также запрос на обновление руководства региона. Опросы для Кремля проводят ФОМ, ВЦИОМ и ФСО. Состояние экономики, финансовой и социологической сфер регионов пока оценивают по девяти показателям (к примеру, это покупательная способность населения, прирост инвестиций). На них будут смотреть в том числе в динамике.
«Единые для всех критерии оценки губернаторов сделают эту систему более понятной и прозрачной. Уйдет интрига, почему губернатор просел в рейтинге — на него кто-то накапал или у него есть еще какая-то проблема»,— говорит источник газеты «Ъ» в АП. При предыдущем руководстве внутриполитического блока Кремля рейтинги иногда использовались для транслирования «сигналов» федерального центра кому-либо из губернаторов. Собеседник «Ъ» отмечает, что были и главы регионов, которые надеялись, что верхние строчки в рейтингах застрахуют их от увольнений, и составители этим страхом «злоупотребляли».
Статус «особого инструмента, который транслировал сигналы АП губернаторам», был только у рейтинга эффективности губернаторов, составляемого Фондом развития гражданского общества (ФоРГО), говорит директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Он отмечает, что рейтинг не выходил давно. Глава ФоРГО Константин Костин объясняет, что социологический блок их рейтинга базировался на георейтинге ФОМ, который изменил свои вопросы. Сейчас фонд ищет, кто будет предоставлять им соцданные. Господин Костин уверяет, что рейтинг продолжит выходить. «Только недальновидные и губернаторы-ветераны» искали в рейтингах сигналы и «эмоционально на это реагировали», потому что у Кремля достаточно возможностей, чтобы донести сигнал до регионов по другим каналам, говорит он.