К диалогу были приглашены представители общественных организаций региона, депутаты, юристы. Совместно они выработали ряд предложений, которые могут быть использованы в дальнейшей работе над законопроектом, сообщает пресс-служба региональной Думы.
Проект федерального закона опубликован на сайте Совета Федерации в конце 2019 года и направлен на регулирование отношений, возникающих в сфере профилактики семейно-бытового насилия в России. Сейчас идет его обсуждение на различных площадках. Председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов отметил, что за это время проект закона приобрел как сторонников, так и противников. Кто-то считает, что в таком виде он будет слишком мягким, кто-то, напротив, думает, что его принятие может послужить разрушению института семьи. Поэтому Игорь Александрович поручил провести обсуждение основных положений законопроекта и выработать рекомендации по его совершенствованию.
Открывая совещание, первый заместитель Председателя Думы Астраханской области Ирина Родненко отметила, что отрицать существование проблемы семейного насилия нельзя, но и подходить к принятию новых законов надо очень аккуратно.
Участники совещания рассказали о результатах анализа законопроекта. В частности, было отмечено, что основным новшеством станет право третьих лиц заявлять в правоохранительные органы о проблемах отдельной семьи. Общественные организации, в свою очередь, приобретут право проводить превентивную воспитательную работу внутри семьи, организовывать наблюдение за поведением ее членов и даже настаивать на том, чтобы один из супругов покинул жилплощадь. Последнее положение может быть реализовано и в отношении собственника жилья. При этом в законопроекте не предусмотрена ответственность за предоставление недостоверной информации. Также неполно сформирован понятийный аппарат, что будет способствовать неоднозначной трактовке положений закона. Важно, что большинство положений нового проекта дублируют статьи других законов. К примеру, многие составы наказуемых деяний по уголовному кодексу и кодексу административных правонарушений подпадают под признаки семейно-бытового насилия и содержат свои механизмы пресечения и профилактики. Понятно, что не всегда они реализуются в полной мере. Но необходимо сделать так, чтобы они работали, а уже затем принимать новые.
Полномочный представитель Губернатора в Думе Астраханской области и представительных органах муниципальных образований Виктория Гурьянова отметила: «Чаще всего мы начинаем заниматься проблемой, когда произойдет какой-то вопиющий случай. Зачастую трагический. А необходимо выстраивать системную профилактическую работу. Поэтому закон такой нужен, но нынешняя его редакция нуждается в доработке».
В ходе заседания выступили: член Правления АРОО «Комитет солдатских матерей» Надежда Сарычева, председатель АРОО «Союз женщин России» Елена Афанасьева, представитель «Ассоциации деловых женщин» Светлана Иванова, представители юридического факультета АГУ Надежда Баландина и Ольга Бесчастнова, АРО МОО «Студенческая солидарность» Анастасия Зощук, а также председатель АООО по патриотическому правовому и физическому развитию молодежи Искандарбек Даиров.
Представители общественных организаций также указали на ряд недоработок в законопроекте. В частности, они отметили наличие коррупционной составляющей, многочисленные отсылочные нормы, отсутствие роли уполномоченных по правам человека и ребенка, слабый понятийный аппарат, а местами и отсутствие логических связей. Также было отмечено, что общественные организации – все разные. Не исключено, что кто-то захочет с помощью такого закона провести себе рекламную кампанию.
В итоге, участники совещания сошлись во мнении, что в законе практически нет норм, направленных на профилактику насилия. Но в то же время есть нормы, которые могут нарушить права граждан. Первый вице-спикер Думы Ирина Родненко резюмировала, что все озвученные предложения лягут в основу рекомендаций, которые будут направлены в Совет Федерации. «У нас много структур, которые занимаются вопросами домашнего насилия, но оно продолжает существовать. Необходимо проработать тему с ведомствами, кто отвечает за исполнение этих законов, и выяснить причины, мешающие реализации прав граждан. То ли закон устарел и нуждается в пересмотре, то ли отдельные структуры недостаточно хорошо работают», — подчеркнула Ирина Васильевна.