Состояние законности в жилищно-коммунальной сфере на контроле органов прокуратуры

25 февраля 2015 года, 10:16
0
1459
Состояние законности в жилищно-коммунальной сфере на контроле органов прокуратуры

Вопросы исполнения законодательства, регулирующего правоотношения в жилищно-коммунальной сфере, находятся на постоянном контроле органов прокуратуры области. В 2014 году прокурорами выявлено 1875 нарушений закона, принесено 60 протестов, направлено 234 иска (заявления), внесено 681 представление, 596 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокуроров 128 лиц привлечены к административной ответственности, объявлено 93 предостережения, в органы следствия направлено 17 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, возбуждено 12 уголовных дел.

В 2014 году по-прежнему одним из приоритетных направлений при осуществлении надзора являлось соблюдение требований законодательства органами, наделенными контрольными полномочиями в жилищно-коммунальной сфере.

В службе по тарифам области и службе жилищного надзора Астраханской области выявлялись факты ненадлежащего осуществления контрольных полномочий, непринятием мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности, несоблюдения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений, порядка осуществления государственного контроля (надзора) при проведении проверочных мероприятий. По итогам рассмотрения представлений, внесенных первым заместителем прокурора области в адрес руководителей указанных контролирующих органов, нарушения устранены, 26 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, руководитель департамента регионального жилищного надзора 7 раз привлекался к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ.

Одной из основных проблем в анализируемой сфере является значительный объем задолженности за поставленные коммунальные услуги. По состоянию на 01.01.2015 задолженность предприятий в сфере ЖКХ перед ресурсоснабжающими организациями составляла 1 453 млн. руб., задолженность населения - 2 912 млн. рублей. Основной причиной образования задолженности за поставленные энергоресурсы является низкая платежная дисциплина населения и ненадлежащая работа организаций коммунального комплекса, направленная на ее взыскание.

По фактам ненадлежащей претензионно-исковой работы предприятий-должников прокурорами в 2014 году внесено 93 представления, по результатам их рассмотрения приняты меры к активизации претензионной работы, 70 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Образование задолженности за поставленные энергоресурсы в ряде случаев было связано с хищением денежных средств. В 2014 году факты хищения выявлялись прокурорами Советского, Наримановского, Кировского, Икрянинского, Ленинского районов и Ахтубинским городским прокурором, прокурором ЗАТО г. Знаменск, в результате по материалам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел.

К примеру, в рамках проверки деятельности ООО УК «Центр», являющегося поставщиком коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, Ахтубинским городским прокурором в 2014 году установлены факты перечисления денежных средств организации на лицевой счет бухгалтера общества в отсутствие на то правовых оснований, а также злоупотребления со стороны руководителя общества, повлекшие причинение имущественного ущерба на сумму свыше 7 млн. рублей. По результатам рассмотрения материалов, направленных Ахтубинским городским прокурором в порядке ст. 37 УПК РФ, следственными органами в истекшем периоде 2014 года возбуждены уголовные дела по ч. 4 ст. 160 УК РФ и ч. 1 ст. 201 УК РФ, которые находятся в стадии расследования.

В результате принятых органами прокуратуры области мер в 2014 году погашена задолженность организаций жилищно-коммунального комплекса на сумму более 320 млн. рублей.

Прокурорами Лиманского, Кировского, Трусовского и Советского районов г. Астрахани, прокурором ЗАТО г. Знаменск, Ахтубинским городским прокурором приняты меры прокурорского реагирования в связи с нарушениями при начислении и взимании платы за оказанные услуг.

К примеру, прокурором Лиманского района установлено, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» осуществляло расчет платы за коммунальные услуги, поставленные на общедомовые нужды жилого дома № 49 по ул. Ленина п. Лиман, с использованием данных о площади жилых помещений и мест общего пользования, не соответствующих технической документации на дом. По результатам рассмотрения представления нарушения устранены, жильцам дома произведен перерасчет размера ежемесячной платы.

В анализируемом периоде в деятельности органов местного самоуправления выявлялись факты принятия нормативных правовых актов по тарифному регулированию, принятых в отсутствие на то полномочий, непринятия мер по учету и включению в реестр муниципальной собственности бесхозяйных объектов жилищно-коммунального комплекса, неполноты и несвоевременности выполнения органами государственной власти и местного самоуправления поставленных перед ними задач в области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования нарушения устранены, незаконные акты отменены.

К примеру, в связи с непринятием администрацией г. Астрахани в рамках рассмотрения представления мер по включению в реестр муниципальной собственности 95 объектов электроэнергетики, прокурором Советского района г. Астрахани в мае 2014 года в суд направлено исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления. Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 27.06.2014 исковые требования удовлетворены.

В рамках осуществления надзорных мероприятий выявлялись факты несоответствия договоров на поставку коммунальных услуг типовым формам, а также отсутствия в них необходимой информации о реализуемом товаре (работе, услуге). Так, по результатам рассмотрения представлений, внесенных в октябре 2014 года прокурорами Приволжского, Лиманского и Камызякского районов, приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства договоры поставки коммунальных услуг ООО «Миг», ООО «Вита», МУП «Биом», МУП «Семибугоринское», МУП «Каралатское», МУП «Исток», МУП «Жилкоммунхоз», МУП «Лиманское ЖКХ», МУП «Воскресеновское ЖКХ», МУП «Олинское ЖКХ», МУП «Кряжевинское ЖКХ».

В деятельности ресурсоснабжающих организаций выявлялись факты ненадлежащего содержания инженерных сетей. К примеру, в августе 2014 года Ленинским районным судом удовлетворены исковые требования прокурора района об обязании филиала ООО «Лукойл-ТТК» в г. Астрахани привести тепловые сети в пригодное для эксплуатации состояние. Кроме того, по информации прокурора района, направленной в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, руководитель филиала и юридическое лицо привлечены к административной ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ. В результате принятых прокуратурой района мер более чем на 60 участках тепловых сетей ресурсоснабжающей организацией проведены работы по восстановлению тепловой изоляции.

В ходе осуществления надзора за обеспечением организациями, обслуживающими жилищный фонд, доступности к информации об их финансово-хозяйственной деятельности прокурорами Харабалинского, Ленинского, Кировского и Камызякского районов и прокурором ЗАТО г. Знаменск выявлялись нарушения стандартов раскрытия информации. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования нарушения устранены, определенная законом информация размещена.

Работа на данном направлении продолжена.

← ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД     ↑ НАВЕРХ
Поделиться в соц. сетях:
Источник: Прокуратура РФ