Вот и начался 2018 год. В первые рабочие дни года самое время вспомнить, что 2017 год был объявлен Годом Экологии. Забыть это было довольно просто потому ,что фактически год ничем особенно экологическим не отличился: прошли какие-то официальные мероприятия, какие-то важные совещания, приняты какие-то нормативные документы.
Большинство людей Год Экологии просто не заметили, а если бы могли спросить братьев наших меньших, то уверен – они бы ответили, что никаких перемен не произошло. Каждый год в России, помимо восточного животного-покровителя, получает какое-нибудь официальное название. Год Культуры, Год экологии… 2017 год сперва собирались объявить годом заповедников, поскольку 100 лет назад был образован первый в России Баргузинский заповедник. Но потом где-то в Москве решили, что особо охраняемые территории такой почести не заслуживают, и все срочно переиграли на Год экологии. Хотя какая разница?
Да, в Сочи провели большое совещание директоров заповедников. Как грустно заметил кто-то из экологов, провели в гостиничном комплексе, который был построен на отобранной у Кавказского заповедника территории. Но вряд ли нашелся хоть один приглашенный чиновник от заповедного дела, кто от приглашения отказался. В конце Года Экологии природе преподнесли еще один подарок – была принята новая Красная Книга России. Которая сразу же вызвала многочисленные споры и критику – довольно внушительный список животных в нее не попал. Официально они и не исключены, и не включены, просто потому что не были предъявлены реальные научные исследования по их статусу и численности.
И как бы не было горько, но надо признать – это реальность российской науки. Многие темы остаются вне внимания научных институтов или ученых по одной просто причине – под эти исследования нет финансирования. Ученые работают ради грантов, и как говорится, кто за ужин платит, тот и заказывает музыку. Никому не интересны серый гусь, или плотоядная касатка, или обыкновенная горлица. Выживут они или исчезнут – для 99% населения ничего не изменится.
Еще в Год Экологии в интернет-сообществе довольно горячо обсуждалась проблема притравочных станций. На специальных полигонах за немалые деньги охотники тренируют своих собак на живых мишенях – лисах, медведях… То есть на медведя или лису изо дня в день натравливают десятки собак, и со стороны,конечно, это выглядит как мечта садиста. Медленное и мучительное уничтожение ни в чем неповинных животных. Для современного мира, в котором вроде бы как провозглашены некоторые гуманитарные принципы, это кажется анахронизмом из эпохи инквизиции.
Но мощное охотничье лобби в депутатских кругах любые попытки запретить этот садизм решительно пресекло. Что в принципе вполне логично, наши депутаты – люди довольно небедные, и им просто необходимы различные дорогие забавы вроде охоты.
Хотя если поискать все же какие-то поводы для оптимизма, то необходимо отметить, что со временем общественное мнение по поводу животных медленно, но меняется Сто лет назад не было никаких запретных территорий для охоты. И одними из локомотивов этой медленной эволюции, мне кажется, выступают фотографы-натуралисты, которые не жалея времени и денег пытаются показать людям красоту природы. В Астрахани ежегодные фотовыставки природы уже стали хорошей новогодней традицией. Благодаря усилиям руководства Астраханского государственного биосферного заповедника и известного астраханского мастера Евгения Полонского 11 января откроется новая экспозиция в кремлевском цейхгаузе. Среди множества лучших фотокартин природы нашего региона можно будет увидеть и кадры, сделанные вашим покорным слугой, так что приглашаю всех. В общем, Год Экологии закончился.Начинающийся 2018 объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом волонтера и добровольца.Теперь ждем грандиозных свершений в деле волонтерства…