Установлено, что повсеместно не выполняются требования ст. ст. 122, 126 Семейного кодекса РФ, определяющие порядок и сроки выявления и учета детей-сирот. Должностные лица учреждений, в которых содержатся дети-сироты, сведения о них в органы опеки и попечительства направляют несвоевременно, в результате чего дети длительное время находятся в больницах, социально- реабилитационных центрах.
Так, прокуратурой Ленинского района г. Астрахани установлено, что информация о детях, от которых матери отказывались в родильном отделении больницы, ГБУЗ АО «Александро-Мариинская областная клиническая больница» направлялись несвоевременно, как правило, по истечении 1,5 месяцев со дня установления факта отсутствия у ребенка родительского попечения.
Допускались нарушения, связанные с длительным непринятием мер по устройству детей, несвоевременным проведением первичного обследования обстоятельств отсутствия у несовершеннолетних родительского попечения, нарушением порядка и срока постановки детей-сирот на первичный учет.
Например, прокуратурой Приволжского района меры реагирования приняты в связи с тем, что сведения о несовершеннолетних, мать которых в октябре 2015 года была лишена родительских прав в октябре 2015 года ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» учтены лишь в январе 2016 года.
Не всегда соблюдался порядок формирования, ведения и использования регионального банка данных о детях-сиротах. Сведения о детях-сиротах для учета в региональном банке данных направлялись несвоевременно, в ряде случаев направляемая информация являлась неполной либо содержала неточные сведения.
Например, ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Икрянинского района» в направленных сведениях о несовершеннолетней допущена ошибка в указании отчества ребенка.
ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» не обеспечено направление полной документированной информации о 2-х несовершеннолетних (не представлены сведения о выдаче направления на их посещение, о временной передаче малолетних в семью граждан).
В ряде случаев устройство детей-сирот в организацию для детей-сирот либо в семьи на воспитание сопровождалось многочисленными нарушениями. Органами и попечительства не всегда принимались меры по своевременному устройству таких детей, решения о передаче детей на воспитание в семьи граждан в ряде случаев принимались без учета мнения несовершеннолетних.
Например, ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» решения о признании 11 несовершеннолетних оставшимися без попечения родителей и установлении над ними опеки в 2017 году приняты без учета мнения детей о согласии назначения им опекунов. Незаконные распоряжения по протестам прокуратуры Ленинского района г. Астрахани в октябре текущего года отменены, нарушения устранены.
По итогам надзорных мероприятий установлено, что органами опеки и попечительства, а также организациями для детей-сирот не обеспечено принятие полного комплекса мер к защите прав детей. Например, в отношении воспитанника ГКУЗ АО «СДР «Звездочка» учреждением не были приняты меры к оформлению свидетельства о рождении, что в последующем препятствовало установлению опеки над ребенком.
Вмешательство органов прокуратуры потребовало и ненадлежащее осуществление контроля за условиями жизни детей-сирот, переданных в семьи граждан на воспитание. Проверка показала, что не соблюдается периодичность таких проверок, порядка оформления его результатов, в ряде случаев отмечено некачественное проведение контрольных мероприятий. Подобные нарушения отмечены в деятельности органов опеки и попечительства Ленинского, Советского, Трусовского, Кировского и Лиманского районов, ЗАТО г. Знаменск, в связи с чем руководителям центров социальной поддержки населения указанных районов в октябре 2017 года внесены представления.
Не всегда принимались меры по привлечению опекуна или попечителя к предусмотренной законом ответственности при наличии оснований. Например, ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Енотаевского района», располагая сведениями об отсутствии должного контроля за успеваемостью и поведением 3-х несовершеннолетних, меры к опекунам (попечителям) не приняло, вопрос об их привлечении к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ не инициирован. При этом, ненадлежащее осуществление обязанностей одного из опекунов повлекло употребление несовершеннолетним спиртных напитков, неоднократные самовольные уходы из дома.
Одной из причин ненадлежащего выполнения органами опеки и попечительства возложенных на них обязанностей по выявлению, учету и устройству детей-сирот является несоответствие уровня образования работников. Подобные факты выявлены прокуратурами Икрянинского, Кировского и Харабалинского районов, в связи с чем руководителям центров социальной поддержки населения указанных районов в октябре 2017 года внесены представления.
Министерством социального развития и труда Астраханской области не обеспечен качественный и надлежащий ведомственный контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. Кроме того, на фоне распространенности нарушений порядка формирования банка данных о детях-сиротах, вопросы о привлечении должностных лиц органов опеки и попечительства к ответственности по ст. 5.36 КоАП РФ не инициировались, материалы в компетентные органы не направлялись. В связи с этим прокуратурой области министру социального развития и труда Астраханской области 19.10.2017 внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Всего по результатам проверки выявлено 136 нарушений, в целях их устранения принесено 3 протеста, внесено 27 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 8 должностных лиц.
Вопросы соблюдения законодательства, регламентирующего выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на контроле органов прокуратуры области.