Сегодня, 9 декабря, Государственная дума РФ обсудит правительственный законопроект, которым предусматривается переход от деления земель на категории — к территориальному зонированию, сообщает ИА REGNUM. Предлагается отменить деление земель на категории и ввести регулирование режима земель посредством территориального зонирования, устанавливаются регламенты пользования территорий. При этом в отношении водного фонда, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий сохраняются действующие процедуры, отмечают в правительстве.
Регионы устанавливают территориальные зоны — жилые, общественно-деловые, рекреационного значения — всего 14 зон.
В Госдуме много споров вызвали нормы, касающиеся земель сельхозназначения. Так, вводятся понятия «регламент использования территорий» и «сельскохозяйственный регламент». При этом регионы до 1 января 2017 года обязаны установить эти регламенты.
Предполагается, что земли сельхозназначения будут отражены на карте сельскохозяйственного зонирования, которую утверждает муниципалитет по согласованию с субъектом РФ. Регионы до 1 июля 2016 года утверждают границы особо ценных сельхозземель, в границах которых запрещается заниматься иной деятельность, кроме сельскохозяйственной.
Резко против законопроекта выступили в комитете Госдумы по аграрным вопросам. Инициатива по сути направлена только на снятие административных барьеров в сфере строительства, усугубляя ситуацию, связанную с защитой, сохранностью и эффективностью использования земель сельхозназначения, что противоречит ранее принятым принципам формирования специального правового режима в отношении таких земель и может привести к потери значительной части сельскохозяйственных земель, отметила зампред комитета Госдумы Надежда Школкина («Единая Россия»).
По ее словам, регионам на разработку регламентов на использование земель потребуются значительные средства в том числе и из местных бюджетов. «А они, кстати, и так испытывают дефицит на исполнение своих текущих обязательств», — говорит депутат Госдумы.
Школкина также напомнила, что сейчас только около 15% (то есть порядка 60 млн га из 386 млн га) участков сельскохозяйственных земель поставлены на кадастровый учет, более половины из которых не имеют точных границ. «Работа по постановке на кадастровый учет — трудоемкая, требующая значительных затрат, причем как временных, так и финансовых, в том числе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ», — напоминает она. «Отсутствие же границ у участков земель сельхозназначения при переходе от одной системы к другой несет повышенные риски отнесения земель сельхозназначения к другим категориям земель, например, к землям промышленности», — опасаются в комитете Госдумы.
В комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству также считают, что правительством «не в полной мере обоснована необходимость отказа от существующих подходов определения видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения». В частности, по мнению депутатов профильного комитета, «действие сельскохозяйственных регламентов целесообразно распространить только на сельскохозяйственные угодья».
Кроме того, профильный комитета обращает внимание на то, что границы особо ценных сельскохозяйственных земель должны быть установлены органами государственной власти субъектов РФ до 1 июля 2016 года. В связи с этим, учитывая, что указанная дата является сроком окончания всех работ по установлению границ особо ценных сельскохозяйственных земель, по мнению комитета, «существуют серьезные опасения, что за такой короткий срок субъектами РФ указанные работы не будут выполнены, прежде всего, по причине отсутствия денежных средств в бюджетах субъектов РФ в достаточном количестве».