Борьба страховщиков с так называемыми автоюристами, отсуживающими у них большие суммы по ОСАГО, идет по нарастающей: президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) принял решение доводить все судебные споры по выплатам по обязательному автострахованию до Верховного суда РФ (ВС). Весной страховщики попросили ВС выпустить разъяснения для нижестоящих судов по наиболее популярным схемам, по которым автоюристам удается одерживать победы, но пока их не получили. Теперь Верховному суду, возможно, предстоит разбираться по каждому подобному случаю.
Измученные борьбой
Обычно схема работы "автоюристов", по версии страховых компаний, выглядит следующим образом. Они перехватывают потерпевшего после ДТП и сразу на месте аварии заключают с клиентом договор или доверенность, выплачивая ему определённую компенсацию. После этого у потерпевшего пропадает интерес обращаться к страховщику ОСАГО напрямую. Юридические посредники же направляют в компанию досудебную претензию, а сам повреждённый автомобиль на осмотр не предоставляется. В итоге штрафы, пени и завышенный размер ущерба, который невозможно реально оценить без транспортного средства, "идут не в пользу потерпевшего, а в пользу "автоюриста", что можно классифицировать как злоупотребление правом".
Эта ситуация начала развиваться с прошлого года, и в мае текущего года автостраховщики, измученные борьбой с автоюристами, обратились в Верховный суд разъяснить другим судам наиболее популярные схемы работы "автоюристов". Также страховщики предложили рассчитывать сумму ущерба по официальным методикам РСА и только после обязательного предоставления повреждённого транспортного средства для осмотра.
Нет машины – нет денег
Верховный суд пока разъяснений не подготовил, но 23 июня текущего года федеральным законом № 214-ФЗ в закон об ОСАГО были внесены изменения, вступившие в силу
с 4 июля. Теперь, если потерпевший в установленные законом сроки не представит страховщику для осмотра или экспертизы поврежденный автомобиль, страховщик вправе отказать ему в выплате компенсации, а результаты экспертизы, самостоятельно проведенной потерпевшим, в расчет не принимаются.
Таким образом, часть пожеланий РСА законодатель выполнил, но остроту проблемы это снизило лишь отчасти: автоюристы продолжают "напирать", к тому же в судах еще рассматривается значительное количество дел по страховым случаям, наступившим до 4 июля, когда поправки в закон об ОСАГО вступили в силу.
По данным РСА за первое полугодие 2016 года, которые приводит "Коммерсантъ", страховщики уже оплатили 410,4 тыс. судебных решений по ОСАГО. Сумма требований непосредственно по выплате ОСАГО составила 14,7 млрд руб., при этом оплата накладных расходов, которые включают в том числе и вознаграждение автоюристов, составила сопоставимую сумму – чуть более 11 млрд руб. Поэтому президиум РСА принял решение проводить рассмотрение дел в суде по ОСАГО через все инстанции, включая апелляцию, кассацию и Верховный суд, пусть это даже и увеличит судебные издержки страховщиков.
Последние по итогам новой практики намереваются представить своему регулятору, Центробанку, данные, свидетельствующие о "засилье" автоюристов на местах.
Как пояснил представитель астраханского филиала одной из страховых компаний:
– В нашей страховой компании нет неприязни к юристам по страховым спорам, так называемым автоюристам. Хотя я знаю, что многих моих коллег их деятельность раздражает. Действуют ли они правомерно? Наверное, ведь их работа урегулирована какими-то нормативными актами. Мы внимательно рассматриваем все претензии, поступающие к нам от автоюристов и удовлетворяем их, если считаем обоснованными. Если нет – идем в суд.
За посредника – штраф 30 тысяч
Пока же страховщики пытаются изыскивать собственные способы избежать "столкновений" с автоюристами. Так, одна из страховых компаний разработала дополнительное соглашение к договору ОСАГО, по которому клиент в случае ДТП должен обратиться к страховщику самостоятельно, не пользуясь услугами третьих лиц и не переуступая им права требования возмещения. В противном случае он подвергнется штрафу в 30 тысяч рублей. Также при обращении к третьим лицам клиент должен будет возместить страховщику все судебные издержки.
Однако юристы считают, что такой подход ограничивает в правах клиента, который, согласно положениям ГК и закона об ОСАГО, имеет право обращаться к посредникам. Вне зависимости от того, кто обратился, страховщики обязаны выплатить сумму в полной мере. Кроме того, это право клиентов самим решать: действовать лично или обращаться к третьим лицам, в том числе и к автоюристам.
По сути, говорят специалисты, речь идет о навязывании дополнительных условий, не предусмотренных законодательством, и в случае рассмотрения спора в суде это соглашение будет признано ничтожным.