Сегодня мы расскажем о том, какие изменения ждут водителей в сфере ответственности за нарушения Правил дорожного движения. Речь пойдет о "накопительной" системе нарушений.
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предлагающий дополнить главу 12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) новой статьей 12.38 "Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством". Она предусматривает лишение водительских прав за три грубых нарушения Правил дорожного движения (ПДД), совершенных в течение года после первого подобного нарушения. В число таких нарушений попадают следующие:
превышение скорости на 40 км/ч и более (ст. 12.9, ч. 3-7 КоАП РФ); пересечение ж/д путей вне переезда или на красный свет (ст. 12.10, ч. 1 и ч. 3); проезд на красный свет (ст. 12.12, ч. 1 и 3); невыполнение требования уступить дорогу спецтранспорту ("скорая", пожарные, полиция) – ст. 12.13, ч. 3; разворот на пешеходном переходе и в других запрещенных местах, а также нарушение требования о преимущественном праве проезда (ст. 12.14, ч. 2 и 3); выезд на встречную полосу (ст. 12.15, ч. 4 и 5); поворот налево или разворот там, где они запрещены (ст. 12.16, ч. 2); невыполнение требований уступить дорогу пешеходу или велосипедисту (ст. 12.18).
Наказание по предлагаемой статье 12.38 предусматривает лишение прав на полтора года или штраф от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, если прав у водителя нет.
"Накопительная" система нарушений будет действовать только в отношении тех, которые выявлены инспекторами ГИБДД вручную. На нарушения, зафиксированные видеокамерами, действие новой статьи не распространяется. Предложенные правительством поправки будут рассмотрены Госдумой уже нового состава осенью этого года.
Накопительная система существовала в Советском Союзе, тогда инспекторы делали проколы в водительских правах. Три прокола – и прав нет. Она была отменена в 1989 году. В 1992 году была введена балльная система: накопил 15 баллов – лишился прав. Ее отменили в 1997 году, но впоследствии несколько раз пытались вернуть, однако законопроекты на этот счет не находили поддержки в российском парламенте.