Астраханцы продолжают обсуждать странный, мягко говоря, поступок таксиста, который на машине гонялся за своим пассажиром и дважды сознательно наехал на него. Причем второй раз водитель сделал это на глазах у десятка изумленных очевидцев, после чего уехал с места происшествия. У людей, пользующихся услугами такси, возникают вопросы: а могут ли они чувствовать себя в безопасности, садясь в машину к частнику?
Догонял и сбивал
Этот вопиющий случай произошел ранним утром 29 ноября около остановочного "кармана" возле спорткомплекса "Звездный". О произошедшем стало известно благодаря видеозаписи с камеры наблюдения, которая попала в интернет и стала распространяться по соцсетям.
На кадрах отчетливо видно, как "Лада Калина" сначала наезжает на человека, а затем начинает делать довольно крутые виражи на дороге. В это время к пострадавшему подбегают очевидцы происшествия. Видимо, они стараются помочь мужчине. В это время та же машина вновь сбивает этого же человека, причем чудом не задевает собравшуюся толпу.
Нашли в тот же день
Как пояснили в областной полиции, эта запись попала в поле зрения правоохранительных органов при мониторинге сетей интернета. По факту наезда на пешехода была назначена доследственная проверка. Личности пострадавшего, его знакомых, находившихся в салоне такси и водителя, который был за рулем "Лады", установили довольно быстро.
Колошматил по машине
По предварительным данным проверки, 25-летний таксист где-то в полседьмого утра перевозил трех пассажиров, которые были в изрядном подпитии. Как пояснил таксист, по дороге они начали бузотерить и конфликтовать с шофером.
Когда подвыпившая компания стала выходить из машины, один из них, со слов водителя, повел себя крайне агрессивно: загородил автомобилю проезд, не давая таксисту ехать, а затем принялся колотить по кузову авто кулаками и ногами. Дальше, очевидно, последовало то, что многие увидели в записи с камеры видеонаблюдения. Вероятно, таксист нажал на газ, а потом, осерчав не на шутку, таким небезопасным и противозаконным способом решил проучить обидчика.
"Административка" и уголовщина
Как сообщили в пресс-службе регионального УМВД, всех трех пассажиров привлекли к административной ответственности за нарушение общественного порядка. А вот с водителем, разумеется, дело обстоит куда серьезнее. Он уже наказан за грубое нарушение правил дорожного движения. В настоящее время решается вопрос о квалификации действий таксиста и возбуждении уголовного дела.
Сам 32-летний пострадавший, отмечают в полиции, серьезных повреждений не получил и в медицинской помощи не нуждается.
"Лучше не связываться"
Конфликты, возникающие между водителями такси и клиентами, не такая уж и редкость. Но после недавнего инцидента в Астрахани многие стали опасаться: а где гарантия того, что таксист – человек адекватный, он не высадит тебя по дороге, не будет агрессивен или, как в этом случает, не примется преследовать и давить тебя на оживленной трассе?
Вот что рассказал нам Артем Коновалов, который уже около десяти лет занимается частным извозом:
– Подрабатываю таксистом, когда есть нужда в деньгах и нет постоянной работы. Если говорить о клиентах, то далеко не все они ангелы. За мою практику много чего было. Случалось, пьяного перевозил, так я ему, признаюсь, чуть морду не набил. Бывало, мне отказывались платить, куражились, едва ли в лицо не плевали. Но в большинстве своем пассажиры нормальные. Считаю, что в любой конфликтной или экстремальной ситуации лучше всего, конечно, уезжать и не вступать с клиентами в дальнейшие перепалки или разборки. Себе дороже выйдет: если пожалуются диспетчеру или гаишникам – попадешь в черный список и у тех, и других.
Кого берут в таксисты
Сегодня подвизаться в частном извозе может практически каждый. По сути, достаточно иметь права и автомобиль в исправном техническом состоянии. У некоторых диспетчерских служб заказа такси (агрегаторов), работающих на местном рынке, есть свои требования к машинам, но это уже частности. Человек также вправе оформить патент и работать как индивидуальный предприниматель самостоятельно.
В конце концов, он может просто "бомбить" на свой страх и риск, но рискует быть пойманным и наказанным надзорными службами. Кстати, сейчас рассматривается вопрос об ужесточении наказания для "чернофлажников". В Госдуме предложили штрафовать "бомбил" до 30 тыс. рублей при отсутствии разрешения на работу за повторное нарушение и лишать прав на полгода.
Такси занялось государство
Похоже, на такси обратили внимание на государственном уровне. Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект о госрегулировании работы такси и деятельности служб заказа легкового такси.
Авторы документа предлагают выдавать разрешение на работу сроком не менее пяти лет. Общий водительский стаж – не менее трех лет. Что касается агрегаторов, то диспетчерская служба заказов должна будет зарегистрировать заказ (в письменном или электронном журнале) и хранить его не менее шести месяцев. Предполагается создание региональных реестров служб заказа легкового такси. А за повторную выдачу заказа нелегалам диспетчерам может грозить штраф до 500 тыс. рублей и приостановка деятельности на 90 дней.
Есть "свой" закон
Кстати, в 2011 году в Астраханской области был принят региональный закон о такси. В нем прописаны требования к индивидуальным предпринимателям, которые занимаются перевозками пассажиров на легковом такси.
Согласно этому закону, разрешение на работу может получить гражданин, чей профессиональный стаж составляет не менее трех лет, водительский – не менее пяти. Также должен проводиться технический и медицинский осмотр перед рейсом. Но, как показывает практика, к последним пунктам требований все относятся формально, хотя для ГИБДД это может стать основанием для наказания таксистов.
Напомним, сегодня на местном рынке работают пять основных игроков – это "Таксолет", "Яндекс.Такси", Везет", "Эко Такси" и "Максим".