Около полудня в отделение одного из банков зашла пожилая женщина и направилась к терминалу для оплаты услуг. Она была сильно взволнована и не смогла сразу вставить карту в приемник, а затем несколько раз набирала и сбрасывала комбинацию цифр на клавиатуре. Заметив это, к ней подошла сотрудница банка и предложила свою помощь. Женщина согласилась, сказав, что нужно срочно перевести деньги на номер телефона, записанный в ее блокноте. Сумма была значительная, и девушка поинтересовалась, чем вызвана такая срочность. Оказалось, пенсионерке позвонил мужчина, представившийся следователем из полиции, и сообщил, что ее внук задержан, за что она не поняла, но поняла, что нужно заплатить деньги и его отпустят. «А вы внуку звонили?», - спросила девушка. «Так ему же дали трубку и он сказал: «Бабуля, помоги».
К банкомату подошли еще несколько сотрудниц финансового учреждения и стали уговаривать женщину не торопиться с переводом, а связаться с родственником и убедиться, что все обстоит так, как было сообщено по телефону. Подключились и клиенты банк, рассказывая об известных, по сообщениям средств массовой информации, случаях обмана граждан мошенниками. Но пенсионерка, даже хватаясь за сердце и, отказываясь от предложенных капель и таблеток, не унималась и просила не отнимать у нее драгоценное время для спасения внука от тюрьмы.
По случаю, в зале оказался сотрудник полиции, который выудил у бабушки координаты внука и убедил его приехать. Когда появился внук, пригодились и капли, и таблетки.
В последнее время участились случаи хищения чужого имущества граждан путем мошенничества с использованием средств телефонной связи, сети Интернет, в том числе через социальные сети. С начала текущего года на территории Астраханской области зарегистрировано более 60 фактов, так называемого «мобильного мошенничества» - с использованием средств мобильной связи, сети Интернет, электронных платежных терминалов, электронных карт. Во всех случаях были возбуждены уголовные дела.
Подобные преступления совершаются, как правило, в отношении граждан пенсионного возраста путем осуществления звонков на мобильные или стационарные телефоны.
Можно выделить три основных вида телефонного мошенничества:
- Сообщение о том, что родственник задержан правоохранительными органами. Звонок, как правило, поступает в ночное время на стационарный телефон от мужчины, который, представившись сотрудником полиции или другого ведомства, сообщает о задержании кого-либо из близких родственников и требует передачи ему денежных средств от 10 до нескольких сотен тысяч рублей за решение вопроса об освобождении его от уголовной ответственности. При получении согласия от потерпевшего, ему сообщаются паспортные данные лиц, на которые необходимо осуществить перевод, или называются абонентские номера, на которые требуется зачислить деньги через терминал сотовой связи. Либо через оператора службы такси подбирается водитель, который перевозит денежные средства потерпевших мошенникам.
- Покупка (продажа) с сайтов Интернет-магазинов, когда злоумышленник по телефону проявляет интерес к продаваемому товару, после чего просит сообщить номера реквизитов банковской карты с целью перечисления части денежных средств. Через некоторое время повторным звонком сообщается, что возникли трудности при переводе денежных средств и что нужно назвать «код безопасности», после чего происходит снятие преступником денежных средств.
- СМС-сообщение о временной блокировке банковского счета по техническим причинам, а для того, чтобы иметь возможность пользоваться имеющимися на нем денежными средствами, их необходимо перевести на счет, указанный в сообщении, или связаться по указанным телефонным номерам.
Во всех случаях потерпевшая сторона, введенная преступником в заблуждение, под оказанным психологическим давлением, исполняет предъявленные требования. Обман, обнаруживается, как правило, не сразу, а через довольно продолжительный период времени, что оказывает влияние на своевременность проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
В целях профилактики аналогичных преступлений сотрудниками полиции проводятся рабочие встречи с руководителями фирм оказывающих услуги такси, ведётся разъяснительная работа с диспетчерами и водителями о недопущении оказания посреднических услуг лицам пожилого возраста, при передаче денежных средств для перевода через платежные терминалы на незнакомые им номера мобильной связи или счета. Они предупреждаются об уголовной ответственности за такие действия.
Кроме этого информация о способах совершения мошенничеств, методах борьбы с ними и необходимости довести данную информацию до наиболее незащищенных слоев населения озвучена на состоявшихся встречах с представителями служб социальной защиты граждан, председателями ЖКХ и руководителями администраций районов.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий по фактам мошеннических действий посредством мобильной связи установлено, что основная масса звонков поступает из мест лишения свободы различных регионов России, однако сим-карты регистрируются на подставных лиц.
УМВД России по Астраханской области призывает астраханцев проверять информацию о якобы попавшем в беду родственнике, блокированной банковской карте или других сообщениях, влекущих за собой финансовые затраты. Ни в коем случае не следует перечислять денежные средства на счета незнакомых людей, а также не отдавать деньги при встрече с ними.
В случае, если вы стали жертвой преступников или вам известна какая-либо информация об аналогичных противоправных деяниях, незамедлительно обращайтесь в полицию по телефону 102.
Будьте внимательны!
Пресс-служба УМВД России по Астраханской области