Ключом получения конфиденциальных банковских данных, в большинстве случаев, становится сам человек. Хищения денег с банковских счетов граждан происходят с применением, так называемой, социальной инженерии. Суть мошеннического метода в том, что посредством общения человека вводят в заблуждение для добровольного получения от него данных и доступа к счетам. «Каждый банк следит за тем, чтобы деньги его клиентов находились вне зоны риска. Закон это обязывает делать. Если банк увидит подозрительную операцию по вашей карте, он сам приостановит ее на двое суток. Приостановка операции до выяснения причин – это один из способов защиты денег. При этом банк должен немедленно связаться с клиентом, чтобы выяснить, совершал ли он данную операцию. Однако, настоящий сотрудник банка никогда не будет интересоваться вашей конфиденциальной информацией о карте. Когда мы и наши коллеги из правоохранительных органов говорим «никому не сообщайте персональные сведения и реквизиты карты», то речь идёт не о том, что к вам обратятся с таким вопросом напрямую. Речь идет о психологических уловках и выманивании данных», – сообщил эксперт Отделения Астрахань Южного ГУ Банка России Алексей Жуков. По данным Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) Банка России, в 2019 году 7 из 10 случаев кражи денег с банковских карт совершены в результате мошеннического обмана граждан. Количество операций с использованием электронных средств платежа без согласия клиента, то есть кибермошенничества, составило более 570 тысяч. Объем таких хищений 6,4 млрд рублей. Средняя сумма одной операции без согласия клиента (физического лица) в 2019 году составила 10 тысяч рублей. Банк России предъявляет серьезные требования к банкам по обеспечению информационной безопасности. Система безопасности адекватна существующим рискам. Далеко не всегда у киберпреступников есть сведения о карте и реквизиты счетов. А вот имя и телефон могут быть. И собирают эту информацию из разных источников: социальных сетей, сайтов объявлений, других ресурсов. В прошлом году по стране прокатилась волна телефонного мошенничества. И телефонные звонки, по-прежнему, остаются самым распространённым способом обмана. В этом году всплеск мошеннической активности зафиксирован на фоне пандемии. Число звонков мошенников клиентам банков и других финансовых организаций в период пандемии выросло на 200%. В период самоизоляции у многих граждан изменилась повседневная жизнь, люди испытывали стресс. Мошенники пытались использовать ситуацию, обращаясь к теме «коронавируса» для обмана людей. Кроме того, в это время дистанционное общение было основным доступным каналом коммуникации клиента с банками, различными учреждениями и ведомствами, и это упрощало задачу мошенникам. Звонки, сообщения, в том числе через мессенджеры и соцсети, электронные письма с предложениями о якобы причитающихся выплатах в связи с пандемией, предоставлении разных льгот и компенсаций, выплате социальных пособий, отсрочке по кредиту и т.д. - с марта по май количество звонков от лжепредставителей финансовых организаций увеличилось в разы. Как только в СМИ прошла широкая информкампания по разъяснению мер финансовой поддержки, эффективность злоумышленников сократилась. Во время пандемии выросло и количество фишиговых рассылок и кибератак. Всего с января по июль Банк России совместно с коммерческими банками выявил порядка 119 тысяч сайтов-двойников, подделок под сайты банков, страховых компаний и интернет-магазинов. Во втором квартале этого года общее число выпущенных карт не сократилось. Наоборот, Банк России видит некоторый рост (почти на 500 тыс до 284,8 млн карт). Но важно понимать, что граждане в период пандемии коронавируса, пик которой пришелся как раз на апрель-июнь, предпочитали экономить. Это отразилось на платежном поведении россиян: для оплаты товаров и услуг, а также снятия наличных они пользовались меньшим количеством карт, чем обычно. Но это никак не связано с рисками кибермошенничества. Если говорить о потенциальных рисках, то украсть деньги из кошелька куда проще. Мошенники были всегда. В наше время, поскольку люди активно используют платежные карты, злоумышленники тоже сменили локацию – ушли в киберпространство. Важно, насколько сам человек ответственен за сохранность своей конфиденциальной информации. Тем не менее, статистика показывает, что за покупки, которые совершались во втором квартале, наши граждане предпочитали в основном расплачиваться безналичным способом, в том числе и картами. Так, если по итогам первого квартала текущего года доля безналичных операций в розничном торговом обороте составляла 66,3%, то по итогам второго квартала она была уже на уровне почти 69%. Родителям нужно быть особенно внимательными, с кем общается ребенок в интернете. Под маской «друга» в группах социальных сетей, играх, на тематических форумах этих игр, могут скрываться мошенники. Отождествляя себя с онлайн-персонажами, дети и подростки готовы прикладывать много усилий для успеха в виртуальном мире. Этим и пользуются кибермошенники. В чем опасность?! Многие школьники используют банковские карты, привязанные к счету родителей или оформленные на себя, ведь у них уже есть паспорт. Войдя в доверие к ребенку, кибермошенники активно общаются и придумывают самые разные уловки, чтобы выманить реквизиты карты, трехзначный код безопасности на ее обратной стороне. Кроме того, они могут попросить фотографии банковских карт или паспортов родителей. Этих данных может быть достаточно, чтобы украсть деньги со счета или оформить кредит на чужое имя. При этом, как правило, лжедруг убеждает ребенка держать их общение в секрете. Учитывая популярность соцсетей и онлайн-развлечений у детей и подростков, родителям важно вести финансовое просвещение, объяснять базовые правила безопасности в сети. Следите за тем, чтобы на смартфоне ребенка и домашнем компьютере было установлено современное антивирусное программное обеспечение. Кроме того, помните простые правила и расскажите детям, что нельзя пересылать деньги или документы незнакомцам, что-то покупать без ведома родителей, выкладывать в соцсети фотографии банковской карты, паспорта и других документов. Взрослым не стоит переводить на карту ребенка крупные суммы. Также стоит ограничить суммы списаний или количество операций по карте в день, чтобы мошенникам не удалось украсть с нее все деньги разом. Контролировать операции по платежным картам поможет смс-уведомление на мобильный телефон или push-оповещение в онлайн-банке. Не забудьте подключить эти услуги и расскажите ребенку, как контролировать действия по карте.