Депутаты Астраханской области регулярно поднимают вопрос организации качественной и доступной сельской медицины на пленарных заседаниях и рабочих совещаниях, а также иных площадках для обсуждений. Этой теме посвящено и выездное заседание комитета по здравоохранению и социальному развитию, прошедшее на прошлой неделе в Лимане. По поручению Председателя Думы Игоря Мартынова парламентарии изучили также материальный аспект вопроса – финансирование организаций здравоохранения.Охрана здоровья сельского населения
Согласно данным регионального министерства здравоохранения, первичная медико-санитарная помощь на территории области представлена 121 поликлиникой, 145 ФАПами, 42 амбулаториями и 52 кабинетами врачей общей практики. Входят в обиход мобильные поликлиники, а инициативными жителями активно осваиваются так называемые домовые хозяйства. Люди, принявшие на себя обязательства по оказанию помощи своим сельчанам, как правило, не имеют медицинского образования, но проходят базовое медицинское обучение и снабжаются сумкой-укладкой со всеми необходимыми медикаментами. Подобная форма организации первой помощи удобна для отдаленных поселений численностью менее ста человек.
В ходе рабочей поездки депутаты посетили два фельдшерско-акушерских пункта Басинского и Михайловского сельсоветов, а также Лиманскую районную поликлинику. Осмотрев кабинеты и побеседовав с пациентами, они оценили состояние учреждений как удовлетворительное.
Куда уходят деньги
Источники финансирования здравоохранительной сферы делятся на три категории: бюджетные, внебюджетные и фонд ОМС. При этом практически весь фондовый запас направляется на оплату труда медицинских сотрудников. Соответственно, на медикаменты, расходные материалы и прочее остается лишь мизерная часть денежных средств. По этой причине муниципальные учреждения, обслуживающие жителей районов, испытывают нехватку финансов и зачастую не могут позволить себе улучшение условий работы, в том числе ремонт и своевременное техническое переоснащение. Все больше сельчан устремляется на лечение в областной центр – из-за чего возрастает нагрузка на медучреждения города Астрахани, в свою очередь местные поликлиники простаивают без пациентов.
Ситуацию комментирует председатель комитета Инна Ирдеева: «Конечно, здоровье – главная наша ценность. И каждый человек хочет лечиться в высокотехнологичном учреждении, где ему окажут квалифицированную помощь. Помимо ремонта имеющихся поликлиник, нам следует осваивать новые веяния времени: наладить дистанционную медицину и оперативные онлайн-консультации».
Впрочем, предложения депутатов касаются не только и не столько виртуальности. Решение самой что ни на есть материальной проблемы они видят в увеличении подушевого федерального финансирования на каждого застрахованного в системе ОМС. «Бюджет отдельно взятого лечебного учреждения, – поясняет Инна Викторовна, – рассчитывается исходя из численности населения. Соответственно, чем больше жителей закреплено за поликлиникой, тем больше денег она получит».
Присутствующий на заседании комитета депутат Государственной Думы РФ Леонид Огуль отметил, что этот вопрос обсуждается с федеральными коллегами, и повышение размера подушевого норматива возможно уже с началом нового года.
Нужна инфраструктура
Практика показывает: имеющаяся сейчас единовременная выплата размером в миллион, которая выдается по программе «Земский доктор», не приносит ожидаемого отклика – горожане все еще неохотно устраиваются на работу в отдаленных районах. И даже увеличение верхней границы возраста участников программы с тридцати пяти до пятидесяти лет не является для потенциальных сельских врачевателей мотивацией к переезду и не смягчает проблему «кадрового голода». Причина, по мнению депутатов, кроется в недостаточно развитой инфраструктуре. Нужны и подъездные дороги, и образовательные, досуговые учреждения, представленные на достойном уровне. Парламентарии убеждены: сельская жизнь должна быть насыщенной и комфортной – что само по себе станет наглядным стимулом для того, чтобы начать медицинскую карьеру за пределами привычной городской черты.
Подводя итог обсуждению, члены комитета рекомендовали министерству здравоохранения принять меры по погашению кредиторской задолженности учреждений, в отношении которых оно осуществляет функции учредителя. Это позволит снизить нагрузку на медорганизации и даст возможность рационально перераспределить средства. Также на контроле депутатов остается вопрос обеспечения финансирования средних подушевых показателей в соответствии с федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.