На минувшей неделе патриарх Кирилл подписал обращение о полном запрете абортов. Помимо патриарха, его поддержали уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова и верховный муфтий страны Талгат Таджуддин. Сбор подписей против абортов продолжается.
Платить из казны – роскошь
К обсуждению темы ограничения абортов подключились многие политики и общественные деятели. Однако искусственное прерывание беременности вряд ли запретят вовсе, а вот вывод их из системы обязательного медицинского страхования, скорее всего, произойдет. Об этом говорит и сенатор Елена Мизулина, выступившая недавно с инициативой запретить бэби-боксы для анонимного отказа матерей от новорожденных. Она является одним из авторов законопроекта по профилактике абортов и считает, что делать аборты за счет бюджета в нынешних экономических условиях непозволительная роскошь.
В Госдуме находится уже вторая редакция законопроекта, в котором оговаривается, что на бесплатное прерывание беременности могут претендовать женщины, имеющие на то медицинские и социальные показания. То есть в случае, когда речь идет о сохранении здоровья женщины и ее жизни, либо аборт делается, если женщина была изнасилована.
"Нам нужны люди"
Именно так в 1936 году КПСС обосновала запрет абортов в стране. Исключение составили только процедуры по медицинским показателям.
"Аборт, уничтожение зарождающейся жизни, недопустим в нашем государстве строящегося социализма", – объяснили свою позицию партийные функционеры. (Кстати, в 1920 году РСФСР стала первой страной в мире, узаконившей аборты.) Как утверждают историки, к всплеску рождаемости это не привело. И если сегодня сторонники запрета абортов говорят о том, что нахождение их в списке ОМС означает принятие искусственного прерывания беременности за норму в обществе, то их оппоненты утверждают: при действовавших ранее ограничениях именно криминальный аборт, несмотря на уголовное преследование медиков, долго оставался нормой в обществе.
Диагноз: бытовая травма
Запрет на аборты был снят только в ноябре 1955 года. А в 1961 году внесли некоторые изменения в инструкцию по выплате больничных листов при абортах. Любопытно, что некоторые юристы того времени предлагали при выдаче больничных листов диагностировать не аборт, а бытовую травму. Поскольку по закону искусственное прерывание беременности, как и бытовая травма, не давало страховочных выплат.
Из истории вопроса
С начала 80-х годов прошлого века в сфере абортирования происходит "тихая революция". Во-первых, с 12 до 24 недель увеличили срок прерывания беременности, а в 1987 году и вовсе разрешили делать аборты на 28-недельном сроке. Но только если для этого были социальные показания: 1-2 группа инвалидности у супруга; смерть мужа во время беременности жены, развод; тюремный срок у женщины или ее мужа; наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав, многодетность, беременность в результате изнасилования.
Во-вторых, разрешили мини-аборт на ранних сроках и начали делать медикаментозное прерывание беременности.
В 1996 году предельный срок аборта сократили до 22 недель согласно нормам ВОЗ, но расширили перечень социальных показаний. В него добавили отсутствие жилья, статус беженца или переселенца, безработицу, доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, незамужество.
Мнение.
Сергей Бондаренко, акушер-гинеколог, главный врач Центра планирования семьи и репродукции:
– Идею вывода абортов как услуги из ОМС и перевод их на платную основу я поддерживаю. Более того, я за то, чтобы в регионах появились медицинские центры, специализующиеся именно на таких услугах. Это будет гарантировать качественную помощь женщине и во многом минимизирует последствия этой операции для ее здоровья и репродуктивных возможностей.
Не думаю, что исключение абортов из ОМС приведет к росту криминальных. Все-таки век на дворе уже не тот, молодежь стала просвещенная и многие понимают, к чему могут привести услуги подпольных повитух. По своему опыту могу сказать, что когда в 80-х годах я пришел в профессию, то криминальных абортов действительно было много. В основном неудачных и даже со смертельными исходами. Сегодня я могу сказать, что абортов в самом деле становится меньше. Люди учатся думать и планировать рождение детей, разумно подходить к контрацепции.
Что же касается запрета бэби-боксов, то здесь я категорически против. Их, наоборот, нужно внедрять по всей стране – тысячам младенцев можно таким образом сохранить жизни. Нужно смотреть реально на это – в случае запрета мы только можем увеличить количество убийств новорожденных.