Майя Наримановна Арешева – заведующая онкологическим отделением Областной детской клинической больницы им. Н.Н. Силищевой. История её профессионального роста – это история развития и становления гематологии и детской онкологии как самостоятельного целостного направления со своими традициями и победами. В отделение Майя Арешева здесь прошла ординатуру, да так и осталась работать – спасать жизни детей со сложными заболеваниями. В 1990-е годы отделение объединяло гематологию и эндокринологию.
– В те годы в нашем отделении было много детей с гемофилией. Лежали они подолгу, – рассказывает Майя Наримановна, – профилактического лечения и заместительной терапии не было. Приходили такие пациенты к нам со своей бедой. Мы их спасали, хотя кроме криоприцепитата и замороженной плазмы крови у нас ничего не было. Конечно, за эти годы повидали многое, пока в 2004 году не произошло настоящее событие в лечении гемофилии, которое значительно облегчило судьбы таких пациентов и их семей: появился 8 фактор – фактор свертывания крови, который теперь вводится пациенту дома или в поликлинике по месту жительства.
– В 1990-е годы у нас не было единых протоколов лечения больных с апластическими анемиями, лейкозами и с другими заболеваниями крови. Но в начале 2000 годов внимание к детской гематологии повысилось и произошел значительный прорыв. В 2003 году к нам впервые приехали представители Федерального центра (Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, г. Москва) во главе с Александром Румянцевым. Специалисты центра ездили по регионам и смотрели состояние дел, что происходит на местах. После их визита мы включились в протокол лечения острого лимфобластного лейкоза – это стало для нас знаменательным событием, которое потребовало от нас максимальной собранности и постоянного стремления к профессиональному росту. На сегодняшний день мы сотрудничаем с онкоцентром Блохина (Национальный медицинский исследовательский центр им. Н.Н. Блохина, г. Москва). Регулярно консультируемся с коллегами, отправляем пациентов на диагностику и высокотехнологическое лечение, – продолжаетМайя Арешева.
В 2004 году онкология и эндокринология были преобразованы в самостоятельные отделения. В этом же году Майю Наримановну назначают заведующей гематологическим отделением, которое в 2018 году приобрело новое имя – онкологическое отделение.
– Вместе с Майе Наримановной я работаю более 10 лет, – говорит врач-детскийонколог клиники Силищевой Наталья Кочукова, – придя в отделение, я ощутила её заботу о себе как о молодом специалисте. И также внимательно она относится ко всем своим сотрудникам. У неё нет любимчиков, для неё все равны и это очень важно для создания комфортной атмосферы в отделении, ведь каждый день мы встречаемся с людской болью.
– Сложно работать с детьми, но еще сложнее с их родителями, - продолжает рассказ Майя Наримановна, - Когда у ребенка впервые выявляется заболевание, то для родителей это сильнейший стресс. И для принятия этой непростой информации им нужно время. Обычно на это уходит 1-2 недели. Это самое сложное время даже для взрослого человека. Мы с пониманием относимся к этому факту, поэтому разговариваем с родителями максимально доверительно, рассказываем о течении заболевания, о лечении и о том, что всегда есть надежда на выздоровление. Я не люблю слово «шанс». Шанс – это одна возможность из тысячи. Наша задача – дать надежду и вместе с родителями продвигаться к выздоровлению.
– Особенностью личности Майи Наримановны является её врожденная потребность всеми возможными способами помочь ребенку, – комментирует врач-гематологклиники Силищевой Евгения Любимова, – даже спустя годы она не утратила уникальную способность сострадать, искренне беспокоиться о каждом пациенте. И каждый новый случай – это начало новой истории борьбы за жизнь.
– В плане полного излечения от онкологических заболеваний и тяжелых заболеваний крови наша медицина далеко продвинулась вперед, и я при разговоре с родителями обязательно об этом говорю. Некоторые дети, выздоравливая, забывают, что были больны. У меня на памяти такой случай. Несколько лет назад к нам в отделение попал подросток. Сами понимаете – переходный возраст. И мы с родителями договорились сказать ему, что просто кладем его на обследование. Вместе мы смогли победить болезнь. Сейчас он взрослый самостоятельный человек, живет полноценной жизнью. И таких примеров очень много. У нас есть и дети, и внуки наших бывших пациентов. Со многими мы до сих пор поддерживаем связь. Ведь когда видишь результат своего труда, труда своих коллег, то это придает сил для дальнейшей жизни, – улыбаясь, завершает интервью Майя Арешева.