15 декабря в нашей области - региональный день трезвости. Этой традиции уже 12 лет. И за это время удалось сделать главное: в регионе изменилось отношение к пьянству. Какая работа стоит за этим? На наши вопросы отвечает главный врач ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер», главный нарколог Астраханской области Татьяна Улезко.
- Татьяна Александровна, вот уже несколько лет наша область входит в топ малопьющих регионов России. Что помогает удерживаться на такой позиции?
- Прежде всего, действующая стратегия по выявлению, учёту и профилактике наркологических расстройств. В течение последнего десятилетия видно четкое снижение показателей заболеваемости: пациентов с алкогольными психозами стало меньше в 2,5 раза, а хронических алкоголиков – в 2 раза.
Основная роль, конечно, отводится профилактической работе, ориентированной в первую очередь на молодежь и подрастающее поколение. Ее ведут не только наркологи. Мы работаем в тесном взаимодействии с областными и городскими органами власти, органами местного самоуправления, депутатским корпусом, силовыми структурами, общественными объединениями, волонтерскими и молодежными организациями.
Именно в результате общих усилий Астраханская область в национальном рейтинге трезвости субъектов Российской Федерации занимает сегодня девятое место. Кроме того, только за последние три года регион сумел подняться с 59 до 39 места в антинаркотическом рейтинге эффективности субъектов России.
- Расскажите, пожалуйста, об этой работе подробнее.
- Начиная с 2007 года, с нашим участием в общей сложности было сформировано более ста предложений по законодательному регулированию вопросов, связанных с проблемами алкоголизма и наркомании.
Среди них запрет на продажу слабоалкогольных энергетических напитков и тоников — детям, ограничения розничной продажи алкоголя по времени и месту. Причем эти и многие другие из реализованных законодательных инициатив опережали на 2-3 года федеральное законодательство.
Ярким примером может служить региональный День трезвости, который появился у астраханцев на несколько лет раньше российского.
Однако эффективность антиалкогольной политики не определяется запретительными и ограничительными мерами или изменением объемов потребления спиртного. Главное – само отношение людей к алкоголю. По данным исследований, женщины и молодежь сегодня более склонны поддерживать антиалкогольную политику.
Во многом поэтому профилактически и просветительские усилия направлены именно на них: лекции, тренинги, ролевые игры, специальные программы, творчески конкурсы. Мы стараемся использовать весь арсенал средств для того, чтобы сформировать у молодого поколения потребность быть здоровым и прожить долгую счастливую жизнь.
В последние три года мы реализуем программу медицинской помощи женщинам, над которыми нависла угроза лишения родительских прав из-за злоупотребления алкоголем. Речь фактически идет о сохранении семьи, о предотвращении социального сиротства. Радует то, что проект, поначалу ориентированный на женщин, стал спасением для всей семьи. Постепенно вместе с мамочками к нам стали приходить на лечение и отцы. На сегодня 187 семей прошли у нас полный курс лечения и реабилитации, а дети остались в кровных семьях.
- Наркологической службе региона исполнилось 35 лет. Как вы оцениваете результаты ее деятельности за последние годы?
- В наркологии произошли существенные изменения. Они касаются всего: улучшения бытовых условий для пациентов и создания комфортных условий для работы медперсонала, взаимодействия внутри команды и отношения к пациентам. Кто-то из наших пациентов совершил уголовное преступление, прошел тюрьму, кто-то стал участником семейной трагедии, но для нас все они прежде всего, больные люди, и мы понимаем, что проблемы в их жизни вызваны именно болезнью. А она не выбирает людей по определенному признаку, и никто не застрахован от нее. Никто из наших пациентов, поверьте, не мечтал стать алкоголиком или наркоманом. В своем подходе к пациентам мы руководствуемся гуманистическими убеждениями и пониманием, что химическая зависимость – био-социо-духовная болезнь, которая затрагивает все сферы жизни человека. Поэтому работаем с пациентами комплексно, и все – от санитарки, консультанта по химзависимости до врача объединены общей задачей.
Когда мы начали перестраивать профилактическую и реабилитационную работу, менять подходы к лечению, то, конечно, предполагали, что результат появится не сразу. Но капля камень точит. И он появился. Наркологов перестали бояться. К нам обращаются за помощью в надежде, что действительно получат у нас помощь. Многие пациенты находятся в стойкой многолетней ремиссии. И если возвращаются к употреблению - вновь обращаются к нам. Собственно, так поступают с любым хроническим заболеванием. Химическая зависимость не исключение.