Врач – это профессия, несравнимая ни с какой другой. Врач – это творец, спаситель, носитель сокровенных знаний, специалист, имеющий дело с самой драгоценной на Земле субстанцией – жизнью человека. Особенно, если врач – это Врач. Именно так, с большой буквы. Тогда репутация этого Врача – гарантия исцеления больного, ни больше, ни меньше. И если в больнице есть именно такой Врач, этой больнице и ее пациентам повезло. Характерный пример – областная клиническая инфекционная больница им. А.М. Ничоги, где работает Татьяна Ефимовна Аршба, врач-инфекционист, главный внештатный инфекционист минздрава области, как говорят, высшей пробы, с более чем 45-летним стажем.
И самой Татьяне Ефимовне повезло. Потому что ее профессиональная биография могла бы служить хрестоматийным примером формирования, становления и служения Врача.
Все мы родом из детства. И уже тогда извечный вопрос: «Кем быть?» для юной Тани не был мучительным. Медиком. Только медиком, поскольку мама служила операционной медсестрой в фронтовых госпиталях, продолжая эту миссию и после войны. О тех медсестрах написаны книги, сняты фильмы, их авторитет являлся непреложным. Особенно для родных. И отец-фронтовик не был против такого выбора.
Приехавшей из Волгограда Татьяне посчастливилось учиться в Астраханском медицинском институте. Повезло, потому что здесь читали лекции известные на весь мир профессора, требовательные и чуткие одновременно. «Нас учили – нас жучили!» - вспоминает сегодня Татьяна Ефимовна. – Общественными деканами были бывшие военные, дисциплина серьезнейшая, спрос – максимальный. Но, все равно – это было настоящее счастье! На учебу шли, как на праздник».
Хирург, гинеколог, дерматолог – во врачебном мире много специализаций, очень востребованных и почитаемых в народе. А тут – инфекционист… Работа, прямо скажем, не самая благородная… Почему? Отчего вдруг подающая надежды девушка-врач оказывается не в сверкающей операционной, а в холерном бараке? А именно потому. Холера, та самая астраханская эпидемия 1970 года и стала во многом знаковым событием для студентки последнего курса Татьяны Аршба. Мгновенно образовался дефицит инфекционистов, студентов стали привлекать к лечебному процессу, и Татьяна поняла, что нужна именно здесь, в этом качестве. Такое вот «крещение», максимально жесткое вхождение в профессию…
Точнее, само вхождение началось уже после окончания ВУЗа. Муж распределен в Марфинскую больницу Володарского района, и инфекционист Аршба между работой на кафедре и мужем, выбирает, как несложно догадаться, мужа. На руках – шестимесячный ребенок, а впереди трудовые будни. С квартирой без удобств, печкой, водой с речки и прочими тяготами и лишениями.
Первые слезы от того, что больница оказалась смешанной – взрослые и дети «в одном флаконе». Нужно опять браться за учебу, ведь детям требуется иной уход, иные методики. Первые объекты для приложения сил – брюшной и сыпной тиф, дифтерит, гепатиты, опять холера и прочие недуги. Больница в сезон переполнена. Инфекционист – это своего рода медицинский спецназ, он на самой передовой, подвергается настоящей опасности. Но тем важнее и благороднее результат.
А главным результатом является опыт. Для врача нет ничего ценнее. И, видимо поэтому, в 1973 году Татьяну Ефимовну, как уже опытного специалиста, приглашают на работу в новую, только построенную областную инфекционную больницу в Покровской роще. Здесь, впрочем, работают «звезды» того времени, поэтому необходимо совершенствоваться дальше. Значит – снова повезло. В качестве молодого специалиста доктор Аршба, словно десантник, вылетает на «инфекционные плацдармы», благо в те годы в области работает санитарная авиация. И снова – оттачивание навыков, разработка методик, шлифовка мастерства…А еще – совершенствование умения лечить словом, что к сожалению, умеет далеко не каждый врач.
«В жизни у меня не было ни одного конфликта с больными, - как будто даже стесняясь, говорит сейчас Татьяна Ефимовна. В первую очередь больного нужно уважать, разговаривать с ним на равных, называть на «вы» и внимательно выслушивать. Пациент должен осознавать, что врач думает о нем. Тогда и процесс выздоровления идет быстрее, я постоянно учу этому молодых врачей».
Да. Врачи – люди особые. Ещё Чехов говорил, что профессия врача – это подвиг. «А что такое врач, Татьяна Ефимовна?» - спросим мы ее напоследок. Она ненадолго задумывается. «Врач? Наверное, это …как священник. Настоящему врачу люди всецело доверяют, полагаются на него, ждут облегчения. А он должен суметь себя поставить на их место, сострадать вместе с ними».