В последний день октября Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета РФ о задачах субъектов РФ в сфере здравоохранения. Тема действительно больная, состояние здоровья и болезни на втором месте фобий российского населения после низких зарплат и бедности.
Истина в стыде
Любые драматические события вокруг медицины вызывают широкий (и все более громкий) общественный резонанс. Так что на первый взгляд все обычно и рационально. Но сразу вызвало изумление, что заседание было закрытым! Если бы обсуждались вопросы национальной безопасности, разработки или принятия новых видов вооружений – тогда все понятно. Но объясните Христа ради, почему надо засекречивать обсуждение вопросов здоровья населения? Даже если бы речь шла об угрозе какой-либо эпидемии – наоборот, население надо было информировать о мерах профилактики и прочем. А эпидемии, похоже, вовсе не обсуждались. Судя по попавшим в прессу материалам, обсуждалась в основном амбулаторно-поликлиническая помощь. В чем здесь может быть гостайна?
Версия у меня есть только одна – в стыде. В стыде власти от того, в какую яму загнали нашу медицину ошибки госуправления отраслью. В принципе, это радует, значит, чувство стыда еще не атрофировалось. Попробуем разобраться, что изменится в медицине после Госсовета и почему изменения вряд ли будут существенными и замеченными населением.
Намерения на полтриллиона…
Первое. Совершенно справедливо отмечалось на Госсовете, что многие поликлиники находятся в зданиях, построенных более полувека назад и совершенно непригодных для заявленных целей. В Астраханской области тоже можно найти поликлинические учреждения, находящиеся в зданиях, построенных еще "при проклятом царизме". Обещано, что в первичное звено – поликлиники, ФАПы и прочие амбулатории – будет вливаться по 50 млрд руб. в год, а за плановое трехлетие по
2022 г. будет влито более 150 млрд руб. Всего планируется залить в медицину за трехлетие более 550 млрд. Запомним эти цифры, они нам еще понадобятся.
Деньги пойдут не только на строительство пригодных для оказания амбулаторно-поликлинической помощи помещений, но и на оснащение их современной аппаратурой, обучение врачей и медсестер, организацию целевых наборов в медицинские учебные заведения для преодоления нарастающего дефицита кадров, стимулирующие выплаты медикам, согласившимся на работу в селе. Превосходные намерения!
…но надо в 15 раз больше
Теперь о том, что произойдет, даже если эти намерения будут реализованы. Есть такой показатель, который ежегодно отслеживает Всемирная организация здравоохранения. Называется он "доля расходов на здоровье населения в ВВП" (валовом внутреннем продукте). Даже с учетом всех указанных выше вливаний плюс частные пожертвования доля расходов на здоровье россиян в нашем ВВП будет колебаться вокруг 3-4%, а то и ниже. Аналогичный показатель в развитых (и не только развитых) странах составляет не менее 6-7, а то и более 10% – берегут здоровье своих граждан капиталисты! У них, кстати, рецептурные лекарства предоставляются бесплатно – за счет страховки.
Указанный показатель высчитывается как сумма всех источников – в России основных три: средства федерального бюджета, средства региональных бюджетов, средства обязательного (ОМС) и добровольного медстрахования. Надо помнить, что средства ОМС формируются не только за счет взносов работодателей, но и из бюджетных взносов на страхование неработающего населения. По этому показателю Россия находится в девятом десятке стран мира. Несколько лучше мы выглядим по душевым расходам на здоровье, но и здесь, чтобы войти в топ-50, расходы нужно увеличить в 2 раза, а в топ-20 – в 7 раз. То есть, чтобы подтянуть медицину до уровня, достойного развитой экономики (а мы же себя считаем таковой), вливать в медицину надо не 150-180 миллиардов в год, а примерно 2-2,5 триллиона – в 15 раз больше! Вот поэтому население вряд ли заметит в ближайшие три года какие-либо сдвиги к лучшему.
Источники вливания
Второе: откуда и как вливать? Возможные источники – профицит бюджета, ФНБ, бюджетный маневр (перераспределение с гипертрофированных статей бюджета на хронически недофинансируемые). Как вливать? Нет информации, обсуждался ли на Госсовете подушевой норматив региональных взносов на страхование неработающего населения. А это один из важных источников. Профицитные региональные бюджеты (как астраханский) могли бы существенно увеличить этот норматив, что помогло бы вытащить из долговой ямы лечучреждения. Плюс прямые вливания из бюджета в отдельные высокотехнологичные виды помощи, оснащение медучреждений и подготовку кадров. Это далеко не весь перечень. Но проблема и пути решения, полагаю, очерчены.
Совет одессита
А теперь третье – про "импортозамещение" в медицине. Помните старый анекдот про то, как на Ланжероне (одесский пляж) тонул англичанин и по-английски кричал "спасите"? Там еще по берегу бегал одессит и советовал: "Сэр, Вам нужно было учиться плавать, а не английскому языку". Так вот, действующая нормативная база, ограничивающая закупки импортных приборов и медикаментов, если есть отечественные аналоги – это такой же совет одессита.
Я недавно уже писал о том, что рассказывали мои однокурсники на 40-летии выпуска, например о негодных приборах УЗИ, томографах, аппаратах искусственной вентиляции легких. Продолжу.
Почему наши противоопухолевые препараты не работают? А там прекурсоры (действующие компоненты) все равно импортные, но не из санкционных США, Германии, Франции, а из Индии, а то и Китая – качество уже не то. Плюс в готовой оригинальной лекарственной форме еще много других компонентов, которые нам или неизвестны, или мы не умеем их производить и заменяем на нечто нам более понятное. Но эти компоненты, например, проводят действующий элемент через клеточную мембрану, и без него эффективность резко падает и т. д. Здоровенный мужик, хирург-онколог с 40-летним стажем, чуть не плакал, когда мне это рассказывал. Это ужасная пытка для врача – понимать, что ты не можешь помочь не потому, что не можешь, а потому что здесь и сейчас – нечем.
Как лечить медицину
Ошибки легче скрыть режимом секретности. Показатели легче подогнать, манипулируя статистикой. Но природу не засекретишь и не загонишь в рисованные показатели – демография в конце концов вылезет обязательно. И собирать деньги на лечение больных детей через социальные сети – это позор для великой державы. Наша медицина – жертва тех же плохих институтов, что и экономика. В конце концов, медицина – это тоже отрасль народного хозяйства, только очень специфическая. Лечить медицину нужно теми же способами, что и экономику в целом. Институты должны развернуться от гео- и прочих политических игрищ к собственным гражданам.