В рамках Международного салона «Комплексная безопасность-2021» состоялся круглый стол, посвященный воспитанию культуры безопасности у детей и популяризации жизненно необходимых знаний. Эксперты объяснили, какую роль в этом воспитании играют взрослые, как повысить интерес школьников к предмету ОБЖ и какие новые темы, отражающие вызовы XXI века, войдут в школьный курс.
Директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу подчеркнула, что разработка новой концепции преподавания ОБЖ была связана с тем, что у детей, как правило, отсутствует мотивация к изучению этого предмета – в курсе много теории и недостаточно практики.
«Это новый подход к тематическим линиям – он идет с позиции ребенка, мест и ситуаций, в которых он находится: не только в быту или на природе, но и в информационной и цифровой среде, в социуме. Изучение каждой темы мы начинаем с того, что нужно сделать, чтобы не попасть в опасную ситуацию. А уже потом мы говорим, что нужно делать, если в ней оказались. Важно показывать, что делать и зачем, вовлекать ребят в обсуждение и практические задания», – рассказала Юлия Шойгу.
Одним из примеров практической реализации такой концепции стало создание новых учебников ОБЖ для 8–9 классов. К их разработке были привлечены ведущие эксперты от каждой сферы, которую охватывают разделы учебника, а упор сделан на практике.
В ходе дискуссии особое внимание участники уделили теме психологического здоровья, защиты от буллинга и методам разрешения конфликтов. Эти вопросы также вошли в новый учебный курс по ОБЖ. По словам замдекана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольги Тихомандрицкой, буллинг опасен не только для тех, на кого он направлен, но и для тех, кто его осуществляет: «Ребятам следует знать, в каких ситуациях общение может быть небезопасным, угрожать психологическому и физическому здоровью. Что такое травля и конфликты, как их избегать, как противостоять манипуляциям, конструктивно общаться и управлять эмоциями. Иногда на ситуацию следует посмотреть глазами оппонента, сравнить свое и его восприятие действительности».
При этом необходимо рассказывать о борьбе с манипуляцией не только в социуме, но и цифровом пространстве. Как сотрудничать с цифровой средой, как не стать жертвой мошенников в сети, что нужно знать о распространении информации – этому также посвящен отдельный модуль в учебном курсе.
Эксперты согласились, что для воспитания культуры безопасности и популяризации знаний в первую очередь требуются мотивация и осознанное изучение. От этого зависит, как материал будет усвоен и возможность применения знаний на практике.