Почему не всё «детский сад», что так называется, и почему минобразования контролирует не все частные дошкольные учреждения, объяснил первый замминистра образования и науки Астраханской области Сергей Фролов. По его словам, все детские сады следует разделить на два вида. Это те, которые оказывают только услуги по присмотру и уходу (их деятельность не требует лицензирования), и те сады, чья деятельность связана с дошкольным образованием. «Во втором случае есть лицензирование, есть проверки, в том числе связанные с обращениями граждан. Мы их согласовываем с прокуратурой. Садики частные, которые реализуют программу по присмотру и уходу (без образовательной составляющей), не находятся в сфере нашей контрольно-надзорной деятельности. Эти садики подпадают под контроль других органов, в частности Роспотребнадзора, правоохранительных органов и так далее», – рассказал Сергей Фролов. На сегодняшний день федеральное законодательство практически никак не регламентирует деятельность дошкольных групп по присмотру и уходу. Предприниматель, который хочет открыть такой сад, не обязан уведомлять об этом никого, кроме налогового органа. В законе не прописаны требования ни к санитарному состоянию такого сада, ни к персоналу. Группы по присмотру и уходу вообще никакого отношения к образованию не имеют. Следовательно, под юрисдикцию минобра они не попадают. Более того, поскольку предприниматель не обязан уведомлять ведомство об открытии такого сада, министерство может и не знать об этой организации. Обязать получать лицензию на ведение образовательной деятельности, а также уведомлять минобр об открытии групп по присмотру и уходу, по закону, нельзя. Однако в региональном минобразования всё же стараются наладить связь с теми коммерсантами, кто работает в данной сфере, дабы вести учёт всех частных дошкольных групп, отмечают в ведомстве. Астраханские депутаты несколько месяцев назад отправили в Госдуму РФ письмо с просьбой ужесточить требования к тем бизнесменам, которые предоставляют услуги по присмотру и уходу за детьми. Речь идёт не только о садах, но и об игровых комнатах в торговых центрах. А вот говорить о том, что частные сады лучше муниципальных или наоборот, не стоит, считает замминистра. «Есть немало муниципальных садов, которые лучше частных. Там есть хорошие условия. С другой стороны, есть частные сады, которые содержат небольшие группы, где больше возможности обеспечить комфорт, благоустроить площадки и территории. Утверждать, что частные лучше муниципальных, неправильно. Есть частные сады, где количество детей немалое – 25 человек, а скандалы с частными садами говорят о том, что в муниципальных садах родители чувствуют себя более уверенно и спокойны за своих детей. И логопеды, и психологи могут быть и в муниципальном саду, и в частном, а может там и не быть их вовсе. Существенные отличия выделить сложно. Всё очень индивидуально», – отметил Сергей Фролов. В поддержку частных детских садов также стоит отметить, что их работа помогает решить вопрос с очередями в муниципальные дошкольные учреждения. Особенно это актуально для тех, кто выходит на работу, когда ребёнку ещё не исполнилось три года. Поэтому государство готово поддерживать частные сады – в первую очередь, те, которые имеют образовательную лицензию. Как отметили в региональном минобре, на сегодняшний день очередь в государственные сады для детей до 3 лет в Астраханской области составляет чуть более трёх тысяч человек. Более 75% детей обеспечены местами в дошкольных учреждениях, а к концу 2021 года это число должно сократиться, и все малыши в возрасте от полутора до трёх лет получат места в детских садах.