Сегодня газета «Коммерсантъ» опубликовала большое интервью с Алексеем Рахмановым, президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в которую входят и астраханские заводы. Приводим фрагмент интервью, посвященный состоянию дел в судостроительной отрасли нашего региона.
О покупке «Красных баррикад»
—В ноябре вы заявляли, что ОСК сохраняетинтерес к покупке «Красных баррикад»,зачем нужен этот актив?
— Мывидим большой потенциал обновлениягражданского флота для внутреннихводных путей. Необходимо создаватьежегодно 60–70 судов, а это 70 млрд руб.выручки. Но в то же время это и весьманапряженная работа. И если брать всенаши мощности, даже с учетом ростапроизводительности труда такую программуне закрыть.
Предприятий,которые в ОСК специализируются на судах«река-море», всего три — «КрасноеСормово», «Лотос», АСПО. Каждый заводдолжен будет производить в год по 15–16судов различного назначения(дноуглубительная техника, танкеры,сухогрузы, буксиры), это большая нагрузка,почти на разрыв. Так что производственныеи строительные площадки нам непременнобудут нужны. Но не любой ценой.
— Вырассматриваете приобретение 100% верфи?
— Многоебудет зависеть от позиции нынешнегоконкурсного управляющего. Понятно, чтоего задача — получить максимум отпродажи актива. Но нам платить рыночнуюстоимость «Баррикад» с учетом их долговойнагрузки нет никакого резона.
Сейчасмы наблюдаем за процессом. Если сможемполучить для себя интересные экономическиеусловия, мы с этим проектом продолжимработать. Если по каким-то причинам унас появится конкурент либо произойдетчто-то, что будет вынуждать нас платитьсвыше 900 млн руб., мы в проект просто непойдем.
О реорганизации астраханских верфей
— На«Лотосе» идет реорганизация, уже какмесяц туда пришел новый гендиректорРустам Халитов и начал наводить порядок.В свое время ему удалось стабилизироватьситуацию на АСПО (передача крановогосудна арабскому заказчику — один изрезультатов его работы). Сейчас задачанового руководителя — «привести вчувство» «Лотос», завершить строительствотанкеров, сухогрузов и пассажирскогосудна «Петр Великий». А дальше, если унего эта работа будет получаться, он поочевидным причинам привлечет и АСПО, идругие наши предприятия, которые тамрасположены. Тогда целесообразно будетс учетом географического положениясделать один комплекс предприятий,мини-холдинг, управляемый, что называется,из одних рук. Нам так будет проще.
— Когдабудет принято окончательное решение отаком объединении?
— Принципиальноерешение, что нужно этим путем двигаться,есть. Остается вопрос проработки шагов,которые позволят нам быть увереннымив работоспособности конструкции.
— Будетсоздаваться одна управляющая компания?
— Унас уже есть Южный центр судостроенияи судоремонта (ЮЦСС), он и может статьосновой компании. Только если раньшеЮЦСС был держателем акций, в новойконфигурации он превратится в операторавсех верфей, расположенных рядом.
Остроительстве «Петра Великого» идругих круизных судов
— Каковаситуация со строительством круизногопассажирского лайнера «Петр Великий»для Московского речного пароходствана «Лотосе»? Переведут его на АСПО?
— Нет,будем достраивать на «Лотосе». Для этоготам будет модернизирован слип, которыйпозволит провести спуск судна. Ксожалению, предшественники нынешнегогендиректора пытались надуть бюджетэтой модернизации. Но мы обнаружили,что способны ее провести за весьманебольшие деньги и в короткие сроки.Раз так, мы сможем без риска повреждениймаксимально насыщать лайнер на заводеи спускать практически в готовом виде.В идеале мы хотим его спустить и сразууйти на ходовые испытания. 98% оборудованияуже на «Лотосе», задача господинаХалитова — организовать работу позавершению стройки.
— ДвигательYanmar прошел испытания?
— Покрайней мере найдены решения. Три изчетырех двигателей уже находятся назаводе, четвертый ожидаем в ближайшеевремя.
— Модернизациястапеля на «Лотосе» будет производитьсяза счет ОСК?
— Будетпроводиться самой верфью, но с финансовойподдержкой и под руководством корпорации.
— Сколькоденег будет на это выделено?
— Сейчасточный бюджет не скажу, но думаю, чтонам хватит около 150–200 млн руб. вместо600 млн руб., которые планировались раньше.Вообще, непонятно, откуда взялась такаясумма. Даже 200 млн руб. нам кажутся цифройчрезмерной, за эти деньги мы сможемвдобавок к модернизации завершитьремонт кровли и сделать еще пару полезныхдля завода вещей. А как только на «Лотосе»появится стандартизированный цехплоских секций, его производительностьтруда увеличится вдвое.
— Чтос двумя колесными круизными судамиПКС-180, которые строятся на «Лотосе»? Поданным "Ъ", на осень отставание попервому судну составляло восемь месяцев.
— Таже проблема, о которой мы уже говорили.В очередной раз был подписан контракт,после чего начали делать проект. К томуже группа «Гама» (заказчик.— "Ъ") и еехозяин очень хорошо умеют считатьденьги, так что некоторые процедуры позакупке и подбору материалов затянулись.
— Тоесть будет перенос сроков?
— Япока ничего не могу сказать по ПКС-180. Авот что касается «Петра Великого», в2019 году мы точно спустим его на воду иначнем испытания.
https://www.kommersant.ru/doc/3835729