Внесенный в Государственную думу РФ главой комитета по финрынку Натальей Бурыкиной («Единая Россия») законопроект «О деятельности рейтинговых агентств в РФ» является базовым для отрасли, он не запрещает работу иностранных агентств, передает корреспондент ИА REGNUM 10 февраля. Законопроект устанавливает правовые основы деятельности как зарубежных, так и отечественных рейтинговых агентств по оценке кредитоспособности юридических лиц и публично-правовых образований, их финансовых обязательств и финансовых инструментов, а также полномочия Центрального банка РФ.
Законопроект устанавливает основные понятия рейтинговой деятельности и условия ее осуществления. Рейтинговыми агентствами могут стать российские юридические лица, а также иностранные юридические лица, имеющие обособленные подразделения на территории Российской Федерации, но не более чем на 24 месяца с даты вступления закона в силу. Предусмотренный законопроектом переходный период (24 месяца) вызван необходимостью приведения деятельности рейтинговых агентств, учрежденных на территории иностранного государства, в соответствие с требованиями российского законодательства.
Рейтинговые агентства обязаны будут пройти процедуру аккредитации в ЦБ, а также уплатить пошлину — ее размер установит правительство РФ.
Рейтинговые агентства будут работать по единым правилам, которые включают в себя требования к независимости, предотвращению конфликта интересов, прозрачности и пересмотру методологий, рейтинговым комитетам и раскрытию информации о деятельности рейтинговых агентств. «В результате введения унифицированных требований к деятельности рейтинговых агентств должно быть нивелировано сложившееся за последние годы разделение рейтинговых агентств на международные и национальные», — отмечает автор инициативы.
Рейтинговое агентство ежегодно публикует отчета о прозрачности. Он должен включать следующую информацию: информацию о структуре собственности рейтингового агентства и конечных собственниках рейтингового агентства; описание состава и принципов функционирования органов внутреннего контроля и иную информацию.
Полномочия Банка России
Законопроект вводит единые механизмы контроля и надзора в сфере деятельности рейтинговых агентств — устанавливаются полномочия Банка России по утверждению порядка и осуществлению аккредитации рейтинговых агентств и ведению их реестра, проведению проверок, направлению предписаний и применению иных мер воздействия.
Методология работы агентств
Аккредитованные рейтинговые агентства наделяются правом применять как международную, так и национальную рейтинговую шкалу. При этом аккредитованные рейтинговые агентства не вправе отказываться от присвоения кредитных рейтингов и отзывать присвоенные кредитные рейтинги на основании и (или) в связи с решениями органов власти иностранных государств и иных международных публично-правовых образований. «Такой подход направлен на укрепление независимости финансовой системы Российской Федерации от односторонних, политически мотивированных решений иностранных государств, сохраняя выгоды ее интеграции в международную финансовую архитектуру», — подчеркивает автор законопроекта.
Замена рейтинга
Субъект рейтинга имеет право подать мотивированную апелляцию в случае несогласия с присвоенным рейтингом при наличии новой информации, которая может повлиять на кредитный рейтинг. Рейтинговое агентство рассматривает такую мотивированную апелляцию в порядке и сроки, установленные внутренними документами рейтингового агентства.
Работа иностранных рейтинговых агентств
Законопроектом вводится процедура признания рейтинговых агентств, учрежденных на территории иностранных государств, которая предполагает сохранение ими возможности о деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении ряда условий. Суть этих условий: иностранное рейтинговое агентство контролируется со стороны уполномоченного органа иностранного государства; ЦБ принял решение об эквивалентности правового регулирования иностранного государства требованиям законопроекта и заключил соглашение о сотрудничестве с соответствующим органом иностранного государства.
Дополнительно законопроектом устанавливается процедура признания рейтингов, присвоенных рейтинговыми агентствами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации. «Установление законодательных основ регулирования, контроля и надзора в сфере деятельности рейтинговых агентств закрепит единые требования к рейтинговым агентствам для повышения качества присваиваемых ими кредитных рейтингов, а также повысит системную устойчивость финансового рынка Российской Федерации к неблагоприятным экономическим и международным политическим рискам», — отмечает глава комитета Госдумы.