Счетная палата РФ (СП) выступила с интересной инициативой: отказаться от понятия "прожиточный минимум" и ввести термин "минимальный потребительский бюджет", который будет использоваться при оказании адресной социальной помощи. В СП уверяют, что это реально увеличит количество граждан, нуждающихся в поддержке государства, в том числе и в нашем регионе.
Бедный – каждый шестой
Сейчас уровень бедности в России оценивается по величине прожиточного минимума. Если доходы гражданина ниже этого порога, то он считается малоимущим и нуждающимся в мерах соцподдержки. Прожиточный минимум (ПМ) – это месячный минимальный набор продуктов, товаров, услуг и платежей, который необходим человеку, чтобы не умереть с голоду, быть хоть как-то одетым и иметь самое-самое необходимое для проживания. Он рассчитывается в целом по региону и отдельно для трех социально-демографических групп населения: трудоспособное население, дети и пенсионеры. В каждом регионе ежеквартально определяется свой ПМ для каждой группы, рассчитывается он также и по России.
В Астраханской области прожиточный минимум за IV квартал 2017 года для всего населения составил 9040 рублей, для трудоспособного населения – 9525 руб., для пенсионеров – 7320 руб., для детей – 9710 руб.
По данным Астраханьстата, в 2016 году доходы ниже прожиточного минимума в регионе имели 165,8 тыс. человек (16,3% населения области). В 2015 году бедных было 144 тыс. человек (14,1%)
Корзина, без которой нам не жить
Прожиточный минимум складывается из стоимости так называемой потребительской корзины и обязательных платежей и сборов, например налогов. Для нетрудоспособного населения (детей и пенсионеров) ПМ равняется величине потребительской корзины (они не платят налог на доходы). В свою очередь, в потребительской корзине лежат как раз те минимально необходимые продукты, непродовольственные товары и услуги, о которых мы говорили выше. Состав и объем потребительской корзины устанавливается для каждой социально-демографической группы населения региональным законом и пересматривается раз в пять лет. В Астраханской области последний раз состав корзины был утвержден областным законом в сентябре 2013 года.
Продуктовый состав корзины приведен в инфографике, а его стоимость определяется по данным Астраханьстата о ценах на продукты, лежащие в корзине. Стоимость непродовольственных товаров (одежда, обувь, школьно-письменные товары, предметы первой необходимости, санитарно-гигиенические средства, лекарства) составляет 46% от стоимости продуктов питания, стоимость услуг (ЖКХ, проезд на общественном транспорте, расходы на культуру и другие) – 47%.
Каждому – по минимальным потребностям
Как полагают в Счетной палате, показатель прожиточного минимума не подходит для определения реального уровня бедности в стране. Действительно, трудно считать зажиточной семью, в которой доход на одного человека немногим меньше 10 тысяч в месяц. В СП предлагают отказаться от прожиточного минимума в пользу так называемого минимального потребительского бюджета. Главное его отличие в том, что ПМ учитывает только самые насущные, жизненно необходимые потребности человека. А минимальный потребительский бюджет должен создавать условия для "удовлетворения основных материальных и духовных потребностей гражданина, для восстановления его рабочей силы и исполнения семейных обязанностей", утверждают представители СП. Поэтому его величина по определению будет превышать прожиточный минимум, следовательно, на помощь со стороны государства смогут претендовать гораздо больше людей.
За справедливость
Замена прожиточного минимума минимальным потребительским бюджетом – пока только некая концепция, не оформленная в конкретные рамки, тем более еще нет даже примерной методики расчета новой величины, предложенной Счетной палатой. Но в условиях меняющихся подходов к правам граждан и социальным обязанностям государства она вполне имеет право на существование.
Другой вопрос, обрадуются ли этой идее власти регионов. Ведь именно на регио-нальных бюджетах лежит основная нагрузка по поддержке малоимущих слоев населения. В Астраханской области, напомним, согласно действующему с прошлого года так называемому Социальному кодексу ряд категорий граждан сейчас может попасть в льготники только при условии соблюдения "критерия нуждаемости": для кого-то это однократная величина прожиточного минимума, а для кого-то (например, для пенсионеров с большим стажем работы, имеющих поощрения на региональном уровне, но не имеющих федеральных "заслуг" – "региональные льготники") – полуторная. Увеличение количества льготников обернется дополнительной нагрузкой на бюджет, и здесь без поддержки федерального центра регионам, в том числе и нашему, обойтись будет трудно.
Но в любом случае замена прожиточного минимума минимальным потребительским бюджетом для адресного оказания социальной помощи нуждающимся представляется более отвечающей идеям социальной справедливости.