Небольшие торговые павильоны в Астрахани должны быть унифицированы. К такому общему мнению пришли члены градостроительного совета при губернаторе Александре Жилкине. Типовой проект ларьков и киосков представил главный архитектор областного центра Дмитрий Соколов.
Вопрос «Как должны выглядеть киоски?» занимает городских архитекторов с прошлого века. Правда, если в советское время по всей стране устанавливали стандартные непримечательные ларьки, то в 90-е началась торговая вакханалия. Самодельные прилавки, вагончики, «тонары», палатки, металлические «коробки», — бизнес развивался, как мог. Пережитки конца прошлого века – своеобразные «домики с покатой крышей» на бетонной плите — до сих пор разбросаны по Астрахани.
По словам Соколова, астраханские архитекторы уже пытались подогнать ларьки под единый стандарт. Например, на улице Н. Островского. Здесь киоски ставили по специально разработанному проекту. Но из-за разных заказчиков, размеров, особенностей подключения к сетям изначально утверждённая форма торговых объектов исказилась. Теперь в них сложно узнать «близнецов».
Позже были идеи по максимуму приукрасить городские ларьки, сделать их чуть ли не отдельными архитектурными шедеврами. Но такой подход завел в тупик. Оригинальные, но сложные проекты, оказались неподъёмными для малого бизнеса — ставить красивые ларьки попросту невыгодно.
«Мой вывод — ни один киоск никогда не будет вписываться в существующую архитектурную застройку, это просто торговая точка – порождение времени, — сказал Дмитрий Соколов. – Поэтому на ларьки нельзя «примерять» приемы, характерные для большой архитектуры. Решения должны быть максимально лаконичными и нейтральными».
Этим двум принципам соответствует проект торговых киосков, который представил главный архитектор Астрахани. Конструкция простая и функциональная – с козырьком от осадков и пандусами для инвалидов. Единственное цветовое пятно – для обозначения определенных групп товаров. Например, для мяса – красный, для молока — белый, для яиц – желтый. Торговые точки мобильны – их можно компоновать «в линейку» и быстро демонтировать. Предлагается оторвать киоски от земли — ставить их на опоры, а не на бетонную плиту.
Губернатор отметил, что одно из главных преимуществ типового проекта киосков – унификация и, как следствие, снижение затрат для бизнеса. Подробную проектную документацию разместят в открытом доступе. Это позволит предпринимателям сэкономить на услугах проектировщиков, которые в среднем обходятся в 30 000 рублей.
Александр Жилкин оценил бело-синюю цветовую гамму новых киосков – она вписывается в концепцию бренда региона. Губернатор порекомендовал руководству города не ждать инициативы от бизнеса и в качестве эксперимента поставить в Астрахани несколько киосков по новому проекту — для сдачи в аренду. «Если начать их тиражировать уже сегодня, то скоро многие предприниматели захотят такие же киоски», — сказал губернатор.
Александр Жилкин подчеркнул, что «бизнес в рамки никто загонять не будет». Существующие симпатичные киоски, которых в Астрахани становится все больше, менять не нужно. И если предприниматель выйдет со своим оригинальным и красивым проектом торгового павильона, то его тоже поддержат. Проект типового киоска станет своего рода мерилом: лучше – можно, хуже – нет.
В центре города, по мнению губернатора, проекты небольших торговых помещений должны рассматриваться с особым пристрастием. В качестве не самого удачного примера Александр Жилкин привел объект у Братского сада. «Раньше здесь стояла карета, которая, на мой взгляд, прекрасно вписывалась в историческую часть Астрахани, — сказал губернатор. — Сейчас ее уже нет. Вместо нее построили сооружение, которое хорошо бы смотрелось на фоне панельного дома или торгового центра. Но оно закрывает вид на Музей боевой славы и в целом не сочетается с архитектурой этой части города. Думаю, можно было бы лучше соблюсти баланс между историей и современностью».