Если верить депутату Госдумы Андрею Макарову, то в России денег – что грязи. Так что поговорим о деньгах наших.
Китайская оптимизация
Китай сокращает армию более чем в 2 раза – с нынешних 2,3 млн. личного состава до менее чем одного миллиона. Это не первое сокращение в Китае – в 2015 году армию уже урезали на 300 тыс. В основном под сокращение идут сухопутные войска, ВМС, напротив, будет наращиваться, ВВС и более экзотические виды и рода
войск – развиваться. Но общая численность сокращается в неожиданных масштабах. Сокращение позволит оптимизировать бюджет на оборону. А крепкие молодые мужчины нужны народному хозяйству народно-капиталистического Китая. Рабочие места для них готовятся на глобальных стройках в Азии, Африке, Латинской Америке, где Китай строит высокоскоростные железные дороги, автобаны, каналы и прочие гигантские инфраструктурные проекты.
Только для женщин
А что мы? А мы в мировых лидерах по соотношению военных и полицейских затрат к ВВП (более 5% на военные нужды и еще почти 3% на безопасность, всего около 8%), да и по числу «человеков с ружьем» на душу населения нас опережают совсем немногие нефтепродающие страны, преимущественно арабские. Разговоры о сокращении численности российских силовых структур нет-нет, да и возникают, но, как мудро заметил один весьма уважаемый в Астрахани человек, любое сокращение в нашей иерархии всегда заканчивается увеличением штатной численности.
А что, российской экономике здоровенные молодые мужики не нужны? Ведь армия и прочие силовые структуры добавленной стоимости не производят – разве что займутся экспроприациями за пределами российских границ. Их содержание – чистые расходы бюджета. Увы, нет, российская экономика стабильно себя чувствует и преимущественно на крепких женских плечах – сей прискорбный факт отмечал еще Сергей Иванов в бытность руководителем администрации президента. Не создает наша экономика рабочие места для крепких молодых мужиков, разве что новое направление появилось – частные военные компании.
Иллюзия благополучия
Нынешнее относительно благополучное положение (как оценивают его россияне – если верить только что вышедшим данным ВЦИОМ) не должно вводить в заблуждение – оно следствие относительно высоких и подрастающих (тут динамика еще важнее) цен на нефть уже более полугода. Но этот период, похоже, закончился, да и цены, очевидно, уперлись в потолок. Поэтому даже упомянутые вначале нефтяные державы, тратящие еще больше нас на своих силовиков, стремятся войти в мировой тренд мобилизации человеческого потенциала, как главной производительной силы постиндустриальной экономики. Саудовская Аравия развивает альтернативную энергетику, Катар и ОАЭ – авикомпании, медиабизнес, инвестиции в мировые «голубые фишки» и пр. Все вкладываются в образование и здравоохранение – два ведущих инструмента наращивания этого самого человеческого потенциала.
Дорогое здоровье
На минувшей неделе портал «Врачи.РФ» выдал текст – скорее, вопль отчаяния – врачи массово увольняются из поликлиник из-за нагрузки и низких зарплат, многие уходят из медицины совсем. «Независимая газета» публикует материалы международного исследования «Индекс здоровья будущего», в которое вошла и Россия. Так вот, состояние здоровья населения 95% медиков и 60% граждан оценивают как плохое (это к вопросу о повышении пенсионного возраста), 70% населения не считают здравоохранение доступным, примерно четверть населения и медиков считает систему здравоохранения соответствующей современным требованиям.
Доля российского ВВП, направляемая на здравоохранение, хотя и значительно ниже, чем в развитых странах, но весьма существенная – около 9,5% (по данным ВОЗ, есть и другие оценки – примерно 7%), хотя утверждают, что едва ли не половина этой суммы – фактически средства населения, а платная медицина доступна немногим.
Высокотехнологическая медицинская помощь реально появилась, но это госпитальный этап, а амбулаторно-поликлиническая практически не изменилась с советских времен. Программа диспансеризации, предлагаемая сейчас поликлиническим звеном, конечно, шаг вперед, но она не предусматривает раннее выявление большинства наиболее распространенных онкозаболеваний (например, ультразвуковое исследование органов брюшной полости не включает почки и органы малого таза и т. д.).
Получателям средней зарплаты и средней пенсии доступны относительно недорогие медикаменты, применяемые в медицине уже 50 и более лет, а более современные препараты для лечения гипертонии, заболеваний желудочно-кишечного тракта, коррекции уровня холестерина, стоимостью порядка тысячи рублей за упаковку, заставляют уже сильно напрягать семейные бюджеты.
Итак, выбор почти гамлетовский, называемый в экономике «оптимум Парето» (это знаменитое «пушки или масло») — что является приоритетом государственной политики?