С 2010 по 2016 год грузооборот каспийских портов сократился почти вдвое, до 5,6 млн тонн. В связи с этим, министерство Северного Кавказа приняло решение о модернизации портов Махачкала, Оля и портового кластера Астрахани. В новой стратегии их потенциал напрямую связан с Ираном — с наиболее перспективным рынком региона, на который приходится до 93% основного грузооборота российских портов на Каспии.
Стратегия развития каспийских портов — это и модернизация и строительство портовой, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, и комплексное развитие региона через увеличение грузопотока, усиление торгового сотрудничества со странами Персидского залива, Восточной Африки и с Индией, развитие судостроения и туризма. Главная цель — усиление экономической и геополитической роли РФ в прикаспийском регионе, пишет «Ъ».
Наиболее перспективные грузы для поставки в Иран — нефть, зерно, уголь, компоненты для комбикормов и контейнерные грузы. За счет Ирана планируется развивать и перевалку нефти в портах Каспия (на нефть и нефтепродукты приходится 75% их грузооборота).