Были деньги, вроде бы, только что, сию минуту! Отвернулись – и нет их. Будут-то они будут, но когда – вот в чем вопрос. Во всяком случае, Минфин уже строит прогнозы, из которых следует, что денег в реальном выражении (это если скорректировать на инфляцию) к 2019 году будет меньше, чем в прошлом и нынешнем.
Найти то, чего пока нет
От одних разговоров о замораживании расходов бюджета на ближайшие три года мороз пробегает по коже. А еще статистика ЦБ сквозняку добавляет – за 8 месяцев текущего года профицит баланса по внешней торговле упал в три раза по сравнению с кризисным 2015 года – до почти символичной суммы менее 15 млрд американских бумажек. Говорят, это из-за того, что с ограничением импорта не особо получается: национальная гордость и контрсанкции – это здорово, но пока не получается, поскольку по многим ключевым позициям зависимость от импорта сохраняется.
Вот и приходится правительству искать, где взять то, чего сейчас нет, но оно когда-нибудь должно появиться откуда-нибудь, поскольку без него – "и не туды и не сюды", как в песенке про водовоза из забытого советского киношедевра. Искать проще всего там, где легче взять.
Честные способы отъема денег
Первыми в очереди на ощип пенсионеры. С ними проще. Они всегда поддержат и потерпят. Индексацию пенсий заменили разовой выплатой относительно небольшой суммы. Обсуждается возможность отмены выплат пенсий работающим пенсионерам в обмен на баллы, которые позволят увеличить пенсию после прекращения работы.
Вторые на очереди бюджетники – те самые, которым можно приказать получить открепительные талоны и многое другое. В том числе – подписаться на облигации госзайма, поскольку внутренние заимствования – один из очевидных источников пополнения казны. Но шаг такой представляется невыполнимым, ибо народ научился молча саботировать любые распоряжения начальства.
На этот случай у правительства припасен другой совершенно законный способ – восстановить пирамиду ГКО-ОФЗ, крах которой привел к 1998 году, когда через падение курса рубля и гиперинфляцию граждане расплатились по долгам правительства (в декабре 2014 г. тем же способом расплатились за долги то ли государственных, то ли частных компаний). То есть деградация экономики в направлении 90-х продолжается.
Кто заработает на регионах
Вообще-то деньги у граждан можно изымать и другими методами, не деля их на бюджетников, предпринимателей, пенсионеров, детей. Самый свежий пример – вычеты транспортного налога за грузовики тяжелее 12 тонн – те самые, которые попали под "Платон". Вроде бы честное и благое дело: обложили предпринимателей неналоговыми, но обязательными платежами, теперь налоговую нагрузку уменьшаем. А дальше нюансы.
"Платоновские" деньги идут в некую частную контору, откуда по крайней мере часть этих денег должна идти в бюджет – федеральный, заметьте. А транспортный налог – это основа дорожного фонда – заметьте – в регионах, в том числе Астраханской области. Правда,регионы тут же начали федеральному центру задавать вопрос – а на какие деньги мы теперь будем ремонтировать наши местные дороги? И федеральный центр как бы пообещал выпадающие доходы как-нибудь компенсировать. Подождем, вдруг дождемся – не как обещанной в этом году субсидии на компенсацию части выпавших нефтегазовых налогов.
Большие города
Шкурить местные бюджеты можно еще миллионом способов. Например, появляется в Налоговом кодексе норма насчет "консолидированных групп налогоплательщиков" – это из-за нее астраханский региональный бюджет лишился нефтегазовых (и не только) миллиардов, которые пошли в бюджеты городов, где находятся штаб-квартиры крупных компаний. А гиганты нашей экономики предпочитают известно какие города. Вот и не может московский мэр придумать, куда бы деть профицит своего бюджета, а Питер со своей "Зенит-Ареной" разобраться – сколько еще миллиардов в нее надо закопать. Но на очереди компании помельче, и города тоже: Краснодар, Ростов, Сургут в конце концов. В результате перспективы астраханского бюджета на следующий год кажутся все более призрачными.
Пойдем по нарастающей
К тому же продолжается передача расходных полномочий в регионы, поскольку у федерального центра другие приоритеты – геополитика, например. Здравоохранение на местах совсем недешевое, кстати, и без того уже сброшенное на региональные бюджеты почти полностью, еще пополнится высокотехнологичными и фантастически дорогими федеральными пока учреждениями.
Конечно, такие учреждения сами могут неплохо зарабатывать за счет продажи услуг за рубеж. Например, в начале нулевых госпиталь "Бенефитс" в американском городке Грейт-Фоллз давал до 70% налоговых доходов местного бюджета. Но нам пока до такого далеко. Так что ощипывание региональных и ошкуривание местных бюджетов, а с ними и автоматическое ощипывание жителей российской глубинки в ближайшие минимум три года будет продолжено, причем по нарастающей. Вот исходя из этого тезиса и стоит планировать семейные бюджеты на ближайшие три года – учимся читать между строк посылы важных центральных структур.