В последнее время народ выходит из магазинов разочарованным. Мало того, что траты на продукты ополовинивают кошелек (по последним данным, россияне стали тратить на еду 50% месячного бюджета) – привычные продукты заканчиваются раньше, чем рассчитывалось. Граждане начали подозревать нехорошее и говорить, что, мол, содержимое упаковок несколько уменьшилось. Ищущие правды и справедливости начали писать письма в различные инстанции, указывая на то, что производители уменьшают вес и объем продуктов в стандартной упаковке, при этом цена остается прежней. Нас обманывают, резюмируют сограждане.
Экономят за счёт покупателей
На жалобы потребителей откликнулись в Общественной палате РФ. Там отметили, что сигналы “с мест”, говорящих о хитром маркетинговом приеме производителей товаров, поступают регулярно. Это стало основанием для обращения в правительство России. Общественная палата предложила обязать производителей крупным шрифтом обозначать объем и вес товара, а магазины – указывать стоимость продуктов в литрах и килограммах.
Свою инициативу общественники объясняют не только тем, что производители вводят в заблуждение потребителей. В стране непомерно много людей живут за чертой бедности, они и так вынуждены ограничивать себя во всем. Маркетологи же придумали уловку, которая прежде всего помогает экономить производителям, но не покупателям.
Хитрый маркетинг
Казалось бы, обыватель, привыкший к стандартной упаковке и знающий, что в этот пакет молока всегда “укладывался” литр, а в эту пачку с гречкой – килограмм и не меньше, вряд ли будет постоянно искать на этикетке подтверждение заученной им информации. Вот этой особенностью потребительской памяти и воспользовались маркетологи, считают покупатели.
Иные с удивлением обнаружили недовес и недолив, когда при готовке блюд строго соблюдали рецептуру.
Недоливы и недовесы
Старожилы помнят, как в советские времена процветали обвесы и недоливы, за что попавшихся продавцов гастрономов крепко наказывали. Производителям и в голову не приходило манипулировать непреложными “нетто” и “брутто” в пакетах с молоком или пельменями.
Стоимость продуктов была практически единой по всей стране и регулировались государством. Исключение составляли, в силу специфики, разве что северные и южных края. Теперь цены регулирует рынок, а производитель волен сам выбирать объем и вес собственной продукции. Главное, чтобы он без лукавства сообщил об этом потребителям.
Сохранить и цены, и клиента
Как пояснил маркетолог одной из компаний, выпускающей в регионе молочную продукцию, одно дело, когда на упаковке указан, к примеру, 1 литр, а реальный объем не отвечает заявленному. Тогда можно говорить об обмане потребителя. Но если и на упаковке, и на ценнике четко прописаны вес или объем товара, то в чем нечестность производителя или продавцов?
— Мы сознательно пошли на выпуск продукции объемом 0,9 и 0,7 литра, поскольку наша “молочка” делается из натурального сырья, высокая цена в сравнении с другими производителями могла бы отпугнуть покупателя. Но, мониторя молочный рынок, действительно замечаем, что многие производители пошли на уменьшение содержимого в упаковке, оставив прежней цену. Здесь причина может крыться в удорожании сырья, упаковочного материала и т.д. Чтобы не поднимать стоимость своей продукции и сохранить покупателя, производители и идут на такие маркетинговые ходы, – рассказала маркетолог.
За единицу товара принимать…
Авторы инициативы объясняют уловки маркетологов законодательными пробелами и предлагают за единицу товара, включенного в потребительскую корзину, принимать 1 литр для жидких продуктов, 1 килограмм – для сыпучих и весовых, и 1 штуку – для всех остальных продуктов. Это означает, что магазины должны будут указывать цену, например, на гречку в килограммах, а на молоко – в литрах.