Cпикер Думы Астраханской области Игорь Мартынов провел заседание комиссии Совета законодателей по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству. В повестке дня – вопросы, направленные на совершенствование механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности регионов России, а также предложения о расширении перечня оснований для списания задолженности по пеням.О том, как действует методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассказал Председатель Псковского областного Собрания депутатов, член Комиссии Совета законодателей РФ по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Александр Котов. В частности, было озвучено, что разрыв между регионами по бюджетной обеспеченности достаточно велик, даже после распределения дотаций. Александр Алексеевич подчеркнул, что существенной проблемой было снижение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2014-2016 годах. В Псковской области суммы дотаций снизились с 4 128,2 млн рублей в 2013 году до 3 269,4 млн рублей в 2016 году. Одновременно происходил рост расходов на реализацию «майских» указов Президента России, на обеспечение софинансирования к средствам федерального бюджета. «Для обеспечения сбалансированности бюджета области привлекаются коммерческие кредиты. Утверждаются дефицитные бюджеты, — отметил Александр Котов. — При этом в регионах наблюдается рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета».
В связи с этим Александр Котов предложил, во-первых, не допускать снижения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекту России в следующем финансовом году от объема, утвержденного на текущий финансовый год. Во-вторых, если доля акцизов на нефтепродукты в налоговом потенциале региона значительно превышает среднероссийский показатель, то при расчете налогового потенциала для таких субъектов Российской Федерации использовать этот показатель на уровне не выше среднероссийского. В-третьих, учитывать при расчете налогового потенциала объем всех льгот по региональным и местным налогам, предоставленных федеральным законодательством.
Еще один вопрос повестки дня касался признания задолженности по пеням безнадежной к взысканию и ее списанию. С докладом выступил спикер Думы Астраханской области, председатель комиссии по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Игорь Мартынов.
По словам Игоря Александровича, налоговыми органами проводится большая работа по администрированию налогов и сборов. Законодательно закреплен механизм уведомления налогоплательщиков о сумме платежей, а также взыскании неуплаченных налогов, начисленных пени и т.д. При том, что действуют интерактивные сервисы, и работа налоговой совершенствуется, процедура взыскания задолженности остается трудоемкой и дорогостоящей. К примеру, в Астраханской области по состоянию на 01 ноября 2019 г. 120 924 налогоплательщика имеют задолженность по пени, не превышающую 50 рублей, на сумму 908 тыс. рублей. Для отправки заказными письмами требований потребуется около 6 млн рублей (минимальная примерная стоимость заказного письма 50 рублей х 120 924 налогоплательщика). В случае неполучения письма, либо неоплаты, налоговый орган будет вынужден направить материалы для взыскания мировым судьям. При этом направление вынесенного судебного акта в адрес должника также осуществляется заказным письмом.
Игорь Мартынов подчеркнул: «В большинстве своем суммы задолженности граждан столь незначительны, что реализация всей процедуры взыскания более затратна, чем доход бюджета». В связи с этим председатель комиссии по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Игорь Мартынов предложил рассмотреть вопрос об изменении федерального законодательства. «Необходимо предусмотреть дополнительные основания для признания задолженности по пеням безнадежной к взысканию и ее списанию. Речь идет о случаях, когда задолженность физического лица по пеням не превышает 50 рублей в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате пени и задолженность по налогам отсутствует», — резюмировал Игорь Александрович.
Все предложения и рекомендации комиссии будут направлены в Президиум Совета законодателей Российской Федерации и Правительство России.