Вопросы развития морских грузоперевозок и состояние астраханского воднотранспортного комплекса поднимались сегодня на совещании под председательством губернатора Александра Жилкина. Приоритетным направлением глава региона назвал активизацию сотрудничества со странами Прикаспия и Ближнего Востока в рамках транспортного коридора «Север-Юг».
"Мы за последние годы выстроили качественные отношения со странами Прикаспия, несмотря на все сложности, грузооборот растет,— сказал Александр Жилкин, — Особо выделю Индию, есть заинтересованность в контейнерных перевозках по коридору Север-Юг, мы должны быть готовы поддержать, это выгодно и для нас и для страны". Как сообщил на совещании, министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Сергей Кржановский, в настоящее время Индия определяет компанию-оператора для работы в рамках МТК "Север-Юг", аналогичный вопрос сейчас решается в Минтрансе России. Задача оператора — создать условия для работы грузоперевозчиков. В частности, российская сторона может рассмотреть вопрос снижения тарифов на грузоперевозки по своему участку коридора. Кроме этого, активизируется сотрудничество с Ираном, откуда стали поступать скоропортящиеся грузы: фрукты, овощи, креветки. Туркменистан в свою очередь налаживает паромное сообщение по Каспию. Также есть заинтересованность Ирана и Азербайджана в развитии круизных маршрутов.
Между тем, для развития грузоперевозок, необходимо решить ряд вопросов. Представителей компаний-грузоперевозчиков волнует состояние Волго-Каспийского канала, работы по дноуглублению, по их мнению, недостаточны для обеспечения условий прохождения судов. Также у перевозчиков есть вопросы к таможенным органам по сборам и скорости оформления грузов, это приводит к тому, что часть грузопотока идет в объезд. Губернатор Александр Жилкин предложил вернуться к этому вопросу на отдельном совещании, подчеркнув, что необходимо вернуть поток, отклонившийся от астраханского направления.
В целом, как отмечалось на совещании, перевалка грузов через астраханский воднотранспортный узел по итогам 2014 года составила 2,7 млн. (рост 3,2%). Существенно возросла перевалка зерна - в 2 раза до 616,3 тыс. тонн. Также вырос обьем перевалки бумаги (126,1%), пиломатериалов (107,2%) и металла (105,3%).Вследствие активизации разработок углеводородных месторождений в российском секторе Каспийского моря на 5% до 15,7 тыс. возросло количество судозаводов.