На прошлой неделе в драматическом театре состоялась премьера музыкальной комедии «Безумная из Шайо» по пьесе известного французского драматурга Жана Жироду, погибшего в Париже в 1944 году. Это последняя и самая загадочная, по мнению литературных критиков, пьеса драматурга, любителя подтекстов и поэтических шарад, написанная в 1942 году в Париже. В остроумной, наполненной шутками пьесе, нет и намёков на идущую вторую мировую, она о других захватчиках, о дельцах, которые хотят себе присвоить недра Парижа. И вот с ними начинают бороться подруги из района Парижа, Шайо, которые в итоге и одерживают победу.
Эту пьесу часто ставят и во Франции, и в других странах. Только «Мастерская Фоменко» обращалась к ней за последние 20 лет дважды. У Фоменко социальный подтекст, судя по театральным рецензиям, отсутствует полностью, его спектакль — борьба комедиантов французских театров. Режиссёр астраханской постановки Алексей Матвеев говорит, что ему импонирует взгляд Петра Фоменко на эту пьесу, но он не во всём с ним согласен и слово » комедия»вообще поставил бы в кавычки….
Но астраханские зрители увидели в спектакле главным образом увлекательную комедию, прекрасно сыгранную, спетую и протанцованную — на сцене поют и танцуют почти все участники спектакля, причём без фонограммы. Столько восторженных отзывов в соцсетях я давно не видела. Вот только несколько из них: » Рада, что у нас в городе живут такие таланты! Не останавливайтесь — пойте и танцуйте дальше!», «Постановщики дают возможность ощутить французский аромат музыки и песен, оценить динамичную сценографию и изящную хореографию»,» Театр стал праздником. Он заставляет говорить о себе, переживать всё, что с ним связано. Вчера посмотрела «Безумную из Шайо», и вот всё длится послевкусие от просмотренного. Это прекрасный спектакль, наполненный и грустью, и юмором, и музыкой,» «С этим спектаклем не стыдно ехать и в Париж».
Да, было бы интересно узнать, как отнесутся к спектаклю парижане. Конечно, французской публике понятно, что Жироду, который был членом Сопротивления, не мог писать в 1942 году о реальных захватчиках Франции, о немцах. Он использовал эзопов язык — язык намёков и шуток. Он пишет о других захватчиках, о захватчиках недр. И ему, видимо, горько, что французы не борются за родину. Пытаются спасти Париж только дамы, которых называют безумными…
Кстати, в спектакле чувствуются и лёгкие феминистские уколы , противопоставление женского и мужского взглядов на мир, жизнь, на любовь. В пьесе я эти настроения не уловила, наверное, не так внимательно читала… И в общем -то замечательно, что Жироду, мастер загадок, написал по сути вечную пьесу, которая всегда будет современной.