На прошлой неделе в Астраханской картинной галерее открылась удивительная выставка московской художницы Зинаиды Юсовой «Промышленность России. Астрахань». С подачи художников российская власть решила, как говорится в анонсе выставки, » показать Россию интенсивно развивающейся, с набирающим темпы производством и создающимися инфраструктурами городов.» Что интересно, серию выставок по стране, посвящённых возрождению промышленности, решено начать с Астрахани. Затем отважная художница намерена осваивать Сибирь и отправится прежде всего в Тюмень.
На выставке представлены плоды труда её двухлетней работы: это 150 живописных и графических работ. Украшают выставку и два фарфоровых сервиза: кофейный «Астраханский кремль» и столовый «Парадный», рассказывающий о промышленности Астрахани, которые были выполнены по рисункам Юсовой на фарфоровом заводе » из костяного и твёрдого фарфора с отводкой золотом вручную».
В прошлом веке, в эпоху расцвета социалистического реализма, художники часто брали творческие командировки и отправлялись на тоню, на заводы, в колхозы, где якобы черпали вдохновение и создавали портреты ударников коммунистического труда. Сейчас , кстати, соцарт снова востребован, работы старых мастеров охотно приобретают коллекционеры. Но у Зинаиы Юсовой главные герои работ — не люди, а промышленные гиганты. На открытии выставки выступающие подчёркивали, что Юсова — первый современный художник, показывающий действующие предприятия страны — буровые установки, строящиеся суда.
Кстати, астраханские предприятия столичный мастер кисти и пера называет соавторами выставки. Она работала с натуры на 10 предприятиях — заводе «Лотос», ТРЗ, судоремонтно — судостроительном им. Ленина, «Газпроме». На открытие выставки пришли и специалисты этих предприятий, которым, конечно, было очень приятно такое внимание к их труду.»Вот здесь я работал, посмотри! Это строили мы!» — говорили они , когда осматривали выставку.
Удивительно и то, что Астраханская картинная галерея так высоко ( в прямом и переносном смысле) оценила работы художницы. Выставка расположилась на третьем,»классическом» этаже картинной галереи, потеснив работы классиков ( наших любимых кувшинок Левитана на прежнем месте уже нет!) и заняв три зала. Между тем работы современных художников обычно выше второго этажа галереи не поднимались.
Наверное, специалисты, строящие суда или добывающие нефть, другими глазами смотрели на графические работы художницы. Ну, а дилетантов поражала главным образом воздушность её работ : строящиеся суда и плавучие краны как бы парят в воздухе. Экскурсоводы говорят :»Тонкая графика пером и тушью создаёт эффект полного погружения в сложный мир высоких технологий». Возможно, погружаться в этот мир художнице помогал её прежний опыт: она успешно работала над созданием декораций к балетным спектаклям и намерена ещё вернуться и к балету, и к куклам, которых делала.
Конечно, первый вопрос, который задали журналисты художнице : откуда у неё этот не дамский интерес к промышленности, к технике? Да и зачем рисовать строящиеся суда, плавучие краны, если их можно сфотографировать? Она ответила:» Каждый завод индивидуален, не всегда фотография может передать впечатление от завода — это то же самое, что и впечатление от города.. Ни в одном городе мне не хотелось резать линогравюры так, как в Астрахани. Ни в одном городе мне не хотелось так много и подробно заниматься графикой… Ни в одном городе я не ощущала такую насыщенную любовь к улицам, городу заводам, на которых работают люди.. Это сам город просил рисовать его таким.»
Согласитесь, такие слова очень приятно слышать. И нашим художникам пример для подражания : почему бы и им не отправиться в творческие командировки на столичные предприятия и потом не устроить аналогичную выставку в Москве? Вот это был полезный обмен опытом и мастерством! Да и на не попавшие на рисунки Юзовой предприятия неплохо бы обратить внимание, особенно на консервные заводы… На каком сырье они работают, на каком оборудовании? Почему иногда наши консервы невозможно есть? Вот такой союз с предприятиями нужен… А выставка будет работать до 30 сентября. Поторопитесь!