Никогда не видела в соцсетях столько откликов на премьеру оперы, как в последние дни. Опере «Царская невеста», которая прошла в Астраханском театре оперы и балета 28 и 29 апреля, просто повезло. Такое внимание! Впрочем, оно вполне объяснимо. Во — первых, опера ( одна из лучших у Римского — Корсакова!) стоит того. Во -вторых, меломаны, видимо, просто соскучились по премьерам…. Кажется, в этом сезоне она первая. Ну и, наконец, монархия и всё, что с ней связано, включая невест, снова поднимается на щит. А тут поспевшая как раз к инаугурации президента опера «Царская невеста»…
Кстати, это уже седьмая русская опера, поставленная театром. Тем, в ком уже проснулся интерес к опере, но ещё страшновато погружаться в это царство музыки, лучше всё -таки начинать приобщаться к этому самому сложному из искусств с русской оперы. Посмотрите «Евгения Онегина,»Иоланту»,»Пиковую даму», а уж потом вас будет не оторвать и от наших героических опер: «Князя Игоря», «Бориса «Годунова»,»Сказания о граде Китяже» и «Царской невесте». Но прежде чем идти в театр , прочитайте всё -таки по интернету краткое содержание оперы! Многие блогеры, судя по их постам, пытались без подготовки обуздать эту, образно говоря, норовистую, породистую лошадку — оперу..
Вот только некоторые из комментариев:»Безусловно,»Царская невеста» — шедевр мирового масштаба. Вызывает уважение то, что авторы астраханской постановки идут своим путём, ищут новые решения. Но то и дело в зале слышался шёпот:»А это кто? Что он пропел, не расслышала!» Как, кстати, и я — не всё поняла, не всё услышала», «Вокальные данные не у всех на высоте…Да, с удовольствием слушала Руслана Сигбатулина (опричник Грязной), Юрия Власова из Мариинки (Малюта Скуратов), Анну Недорезову из театра «Зазеркалье»(Любаша), но иногда было такое чувство, что это поют иностранные певцы на неродном языке», «Опера очень понравилась, но оказалось, что почти половина зала — случайные люди, без музыкального образования и элементарного воспитания. Они хлопали невпопад, у них звонили телефоны, они чмокали, цыкали…»,»Рада, что пошла на оперу, приятно удивила сценография, технические чудеса, особенно опускающийся потолок в царских хоромах — это было великолепно, это приговор режиму. Музыка на высоте, но вокал средненький…»,»Все пели замечательно! Всем моим друзьям понравилось! Это хорошая протестная опера, как раз для молодёжи. Опричники вызывают отвращение».
Когда читала эти отзывы, было такое чувство, что люди пишут о разных операх. А ведь так и есть. И я слушала другую оперу, потому что она звучала частично в другом исполнении и уж точно в другом зале, с другими зрителями. Журналисты из театрального пула слушали оперу 27 апреля на прогоне : нам же нужно фотографировать, снимать спектакль на видео, не мешая зрителям. И, наверное, нам достались музыкальные сливки…Все были в восторге от Анны Недорезовой, молодой солистки из Питера, она в роли Любаши очаровала и затмила всех, но, наверное, перепела на репетиции… В первый премьерный день роль Любаши исполняла уже наша солистка Зинаида Дюжова. Мы в роли царского лекаря слушали Сергея Маньковского (это он 1 мая зажигал на фестивале на траве!), а на премьере пел Ростом Иашвили. Ещё больше изменений было 29 апреля. Прочла на сайте театра, что роль Марфы исполняла уже не Анна Каденкова, а Евгения Старцева, Грязного — не харизматичный Сигбатулин, а Андрей Пужалин, боярина Лыкова — не Иван Михайлов с «лемешевским», как пишут блогеры, голосом, а Виталий Ревякин. Так что оперу лучше слушать в первый день премьеры : голос певца — самый драгоценный, хрупкий инструмент, который надо беречь.
Ну, а некоторые претензии блогеров следует адресовать автору, Римскому — Корсакову. Действительно, иногда даже знающим либретто наизусть сложно разобрать, что поют одновременно сразу два или три солиста , которые заглушают друг друга. Но здесь важно помнить, что главное в опере всё же музыка — слушайте её, смотрите, что делают персонажи, как меняются декорации — и вы всё поймёте.
На самом -то деле и в мировой литературе, и в опере используют несколько » бродячих» сюжетов, которые легко запомнить. И в «Царской невесте» юная Марфа — в некотором роде Елена Прекрасная, за которую борются мужчины. Но в России оперы часто заканчиваются трагически, потому что наш девиз -«Ни себе и ни людям!» Иван Грозный видит Марфу гуляющей в саду и на смотринах выбирает её в жёны, подруга Грязного Любаша подливает ей зелье и та медленно чахнет, напоминая временами сходящую с ума Офелию. А Грязной, как русский Гамлет, мечется по сцене тоже с одной мыслью, но не «Быть или не быть» , это вам не загнивающий Запад, а «приворожить — не приворожить». Как видите, всё просто, но от сцены глаз не оторвать, музыка не отпускает…
Но не отпускает не только музыка, не только голоса.. В этой опере ещё одно действующее лицо — изумительная сценография, детище художника театра Елены Вершининой и режиссёра Константина Балакина. Это сценография с настоящим театром теней, с пространством, которое постоянно меняется, то загоняя в тупик, то придавливая потолком… И, пожалуй, главная удача спектакля — это чёрная туча царских опричников, которые держат в страхе всех вокруг. Но так ли они страшны? Почему они так неумело, коряво обращаются с плётками? Да они просто смешны.. Почему тень Ивана Грозного на коне — это по сути всадник без головы с маленькими кривыми ножками, не достающими до стремян? Невольно думаешь: а король -то голый..
Но, может быть, я увидела то, что получилось случайно? И постановщики оперы и не помышляли о сатире такого рода? Или это всё -таки опера — предупреждение? Время, как сказал на пресс -конференции Константин Балакин, циклично, всё повторяется.. Пожалуй, надо послушать эту оперу ещё раз! Хочется услышать и другую Марфу — новую солистку театра Яну Паклянову, мне нравится её голос. Не удалось мне послушать в роли лекаря и Ростома Иашвили. Похоже, эта опера напоминает сундучок с потайным дном… Чёрные не вежливые люди, опричники с плётками, почему -то до сих пор стоят перед глазами…