Что-то знакомые и соседи, не замеченные в любви к театру, всё чаще спрашивают меня о том, что и где идёт, что стоит посмотреть в астраханских театрах. Хороший признак! Мне кажется, что общественная жизнь во всех городах — от столицы до провинции — смещается в сторону театра. Политика превращается в фарс, к ней теряют интерес, а на сцене оживает эзопов язык. То, о чём не принято говорить, за что могут привлечь к ответственности, обвинив в клевете, оживает на сцене.
Интересно, поставят ли в Астрахани нашумевшую в Москве пьесу замечательного драматурга Данилова «Человек из Подольска»? Хорошо бы… Читка этой пьесы прошла недавно у нас в Доме актёра. В общем, если вы давно не были в наших театрах, самое время туда пойти. В драмтеатре советую посмотреть «Князя Владимира», «Записки сумасшедшего», в ТЮЗе — «Каштанку» и «Страсти по Торчалову», в оперном театре — буквально все оперные и балетные спектакли. Они стоят того.
И торопитесь в театр! Сейчас в наших театрах пересменка — почти во все творческие коллективы пришли новые руководители: в оперном новый директор, в драматическом и ТЮЗе — новые художественные руководители. И, конечно, все артисты стараются изо всех сил. Кому не хочется показать себя с наилучшей стороны? Так что даже старые спектакли зазвучат по-новому.
Особенно большие изменения произойдут, конечно, в драматическом театре. Новый художественный руководитель театра Игорь Лысов — мастер, искушённый хорошей зарубежной режиссурой. Он работал в национальной академии театра в Мюнхене, стажировался у лучших японских и польских режиссёров, 15 лет был режиссёром в Школе драматического искусства в Москве. Интересно будет взглянуть на то, как изменится репертуар театра, подача спектаклей.
Безусловно, изменит наши театры и новая культурная политика минкульта — театры постепенно переводят на постоянные гастрольные «рельсы», они всё чаще гастролируют и в нашей стране, и за рубежом. Пионером в этом начинании у нас стал оперный театр. Балетная труппа уже четвёртый раз выезжает в Англию, а этой осенью полтора месяца провели там с оркестром и оперные певцы, показав 37 спектаклей. Мне кажется, что это всё же многовато — почти каждый день артисты выступали в новом городе, иногда — в неподготовленных залах. Говорят, что подчас на репетициях дирижёру выдавали шлем и спасательный жилет — залы в авральном режиме готовили к спектаклям. Но художественный руководитель театра Валерий Воронин считает, что это хорошая школа, все испытания, в том числе и ежедневными дождями, коллектив выдержал, теперь ему и красноярские морозы не страшны. В Красноярск на обменные гастроли наши театры (оперы и балета, кукольный и ТЮЗ) вылетают 11 декабря. Красноярцы увидят лучшие наши спектакли: «Каштанку», «Страсти по Торчалову» (ТЮЗ) и оперную драматическую легенду Берлиоза «Осуждение Фауста», номинант национальной премии «Золотая маска».
Не знаю, почему один из самых южных городов задружил в первую очередь с одним из самых северных, но в этом что-то есть. С 12 декабря целую неделю мы будем смеяться вместе с красноярцами в ТЮЗе. Я бы посмотрела у этого театра драму «Лив Штайн», а малышню повела бы на «Конька — Горбунка». Оказывается, этот спектакль объехал несколько театральных фестивалей страны и мира и получил массу наград. Да и вообще Красноярский драматический театр достаточно известен, считается, что он входит в десятку лучших в стране. Посмотрим!